Соединенные Штаты начнут выход из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), начиная со 2 февраля нынешнего года. Причина, по версии США, — фактический выход из ДРСМД самой России, что в Москве отрицают.
Как развиваются события?
О выходе США из ДРСМД, которому предшествовали длительные попытки договориться, в среду сообщил «Голос Америки». Поскольку процесс выхода не одномоментный, а займет какое-то время, то у России еще будет шесть месяцев, чтобы при желании вернуться к его соблюдению. Для этого ей необходимо снять с боевого дежурства и уничтожить крылатые ракеты 9М729 (SSC-8) «Новатор». Впрочем, как заявила замгоссекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности Андреа Томпсон, каких-либо признаков, говорящих о готовности Москвы пойти на этот шаг, не наблюдается.
Со своей стороны, Россия не считает, что SSC-8 выходят за рамки договора и выдвигает встречные претензии. Москва заявляет, что пусковые установки Mark 41 Vertical Launching System, входящие в состав ПРО RIM-161 Standard Missile 3, которые развертываются в Европе, могут быть использованы и для крылатых ракет «Томагавк» (Tomahawk). Кроме того, Россия подозревает США в скрытом испытании ракет СМД в ходе пуска мишеней на испытаниях систем ПРО.
Немного истории: что такое ДРСМД?
Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был заключен между СССР и США и естественно распространялся только на их РСМД. Он был подписан 8 декабря 1987 г. Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым и вступил в силу 1 июня 1988 г.
Согласно договору подлежали ликвидации все ракеты сухопутного базирования, а также их пусковые установки с дальностью от 500 до 5500 км.
Договору предшествовали сложные многолетние переговоры. Сама проблема была создана СССР в 1976 г., когда он развернул нацеленные на Европу SS-20 Sabre — мобильные баллистические ракеты средней дальности с разделяющимися ядерными боеголовками отдельного наведения.
Первоначально США сочли, что их стратегическое и авиационное ЯО достаточно для сдерживания советской агрессии. Но в 1977 г. канцлер ФРГ Гельмут Шмидт начал кампанию за пересмотр этой позиции. 12 декабря 1979 г. было предложено два пути решения проблемы — переговоры либо модернизация и усиление ядерных сил средней дальности НАТО. Переговоры на первом этапе ни к чему не привели, и, начиная с декабря 1983-го, в Бельгии, Италии, Нидерландах и Великобритании началось развертывание 420 крылатых ракет. В Москве поежились, и в марте 1986 г. переговоры возобновились, окончившись подписанием ДРСМД.
К 1 июня 1991 г. ракеты, подпадавшие под действие договора, были уничтожены. На долю США пришлось 846 ракет, СССР уничтожил 1846. Это впоследствии дало повод рассуждать о неравноправности договоренностей, но США и НАТО, развертывая ответку на русские SS-20, стремились не превзойти СССР по числу РСМД, а лишь создать достаточный уровень ответной угрозы.
13 декабря 2001 г. Джордж Буш-младший направил России шестимесячное уведомление о намерении США выйти из Договора по ПРО. После начала развертывания систем ПРО 10 февраля 2007 г. Путин заявил, что ДРСМД уже не отвечает интересам России. С этого момента и стартовал процесс умирания ДРСМД, который сейчас, похоже, пришел к финишу.
Что изменится после?
Рассматривая ситуацию с ДРСМД, нужно принять во внимание несколько факторов.
Во-первых, в течение 30 лет, прошедших с момента вступления ДРСМД в силу, другие страны, не связанные им, активно занимались разработкой и производством носителей этого класса. В первую очередь это относится к Китаю, не менее 80% ЯО которого, в силу особенностей его вероятных театров военных действий, размещено именно на РСМД.
Таким образом, выход из ДРСМД, на первый взгляд, развязывает руки России и выгоден ей. Но Россия — уже не главный противник США, как это было 30 лет назад. Она пришла в ничтожество и по большому счету США вообще не видят в ней серьезного противника. Хотя, естественно, они просчитывают и неадекватность кремлевского карлика, и наличие у Москвы какого-то количества оружия массового поражения, включая ядерное, и варианты российской северокореизации с уходом под патронат Пекина. Помешать такому уходу США едва ли смогут, но они могут его замедлить и усложнить. Как? Например, заставив Пекин просчитывать наличие у России пусть и морально устаревших, но все же кое-как летающих РСМД, к которым в принципе можно прикрутить какое-то ЯО, если оно, конечно, есть в наличии.
Но и с наличием тоже все непросто. В связи с процессами распада, идущими в боевой части, ядерные устройства каждые пять-семь лет приходится фактически собирать заново: полностью демонтировать, обогащать активное вещество, очищая от его продуктов распада, заново изготовлять активные элементы, заново собирать — что в целом на 70-80% эквивалентно производству нового устройства. Иными словами, содержание ЯО на боевом дежурстве — крайне дорогая вещь, отчего многие страны, сообщая о количестве ЯО, которым они якобы располагают, или, что бывает чаще, давая утечки такого рода, впадают в преувеличения. Это создает ситуацию неопределенности, изрядно напрягающую политиков и генштабистов по всему миру.
Между тем, Китай России не друг и не союзник. Он, собственно, никому не союзник, он сам по себе и его задача сегодня — нагнуть Россию под себя. Но в ходе такого нагибания могут возникать острые моменты. Так вот, сам факт того, что Россия сможет беспрепятственно, не нарушая никаких договоров, ставить на боевое дежурство РСМД, несколько замедлит китайскую экспансию — просто потому, что Пекину придется вести себя осторожнее.
И, наконец, последнее: российские РСМД никак не угрожают США. Их появление может стать дополнительной головной болью только для Китая и для Европы. Но США совсем не прочь прибавить забот Пекину, а Европа в последнее время, по мнению Вашингтона, вообще скверно себя ведет. Она заслужила головную боль, которая, к слову, может сделать ее коммуникабельнее в общении с Вашингтоном.
Но просто рвать договор США тоже не хотели, это было чревато репутационными потерями. Нужен был убедительный повод — и повод найден. Его реальность не имеет никакого значения. Возможно, SSC-8 действительно нарушают ДРСМД. А возможно и нет, но это ничего не меняет.
В свою очередь, Россия выражает недовольство расторжением ДРСМД, во-первых, потому, что этого требует образ миротворца, а во-вторых, потому, что это лишний повод обвинить США. Можно ожидать, что следующим шагом станут российские информационные операции против стран ЕС, внушающие избирателям, что с Москвой лучше дружить, а не идти в фарватере США и не зазывать к себе НАТО. А то по американской/натовской базе может вдруг прилететь страшная русская РСМД, совсем нечаянно задев мирный бюргерский дом, стоящий по соседству.
Естественно, что сдержанное недовольство, хотя и в крайне обтекаемых выражениях, высказывает и Пекин. Общий вывод довольно очевиден: договор отжил свое и, став неактуальным, скончался естественной смертью. Но его расторжение будет использовано всеми сторонами — не только Россией и США, но и ЕС в целом, и отдельными странами ЕС, и Китаем — в мировой информационной войне, которая не закончится никогда.