The Conversation (Австралия): договор по ядерному оружию между Россией и США разваливается — можно ли его спасти?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Эксперт пессимистично оценивает перспективу уладить разногласия между США и РФ по договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. И причина не в том, что его «не соблюдает Россия», а в том, что он ограничивает военные возможности США в отношении Китая. Развитие событий зависит от нескольких переменных, особенно от результатов президентских выборов в США в 2020 году.

1 февраля государственный секретарь Майк Помпео объявил, что Соединенные Штаты выходят из договора с Россией по ядерному оружию.

Еще со времен президентства Обамы США обвиняют Россию в нарушении договора о ликвидации ядерных ракет средней и меньшей дальности, который запрещает обеим странам разрабатывать определенные типы баллистических и крылатых ракет. На следующий день после заявления Помпео президент Владимир Путин объявил, что Россия также приостанавливает свое участие в этом соглашении.

Договор еще не умер. Эти объявления являются уведомлениями, делать которые договор предписывает за шесть месяцев до того, как стороны смогут из него выйти. Чтобы уладить разногласия, еще есть время.

Но я не думаю, что это произойдет.

Я занимался вопросами контроля над вооружениями и нераспространения ядерного оружия как в Государственном департаменте, так и в Министерстве обороны.

Вот почему благополучное разрешение ситуации маловероятно.

Контекст холодной войны

В 1970-х годах Советский Союз начал размещать ракеты в стратегических пунктах на своей территории. Каждая из них была способна доставить три ядерные боеголовки на расстояние около 2,5 тысячи миль.

Эти ракеты СС-20 относились к категории под названием «баллистические ракеты средней дальности». Они могли поразить почти все 29 государств-членов Организации Североатлантического договора (НАТО), за исключением США и Канады.

В то время у НАТО не было возможности противостоять новой угрозе через дипломатию с Советами. У них также не было эквивалентных ракет, способных поражать из Западной Европы стратегические объекты в Советском Союзе.

США стремились успокоить союзников по НАТО и отвратить ядерное нападение СССР на Западную Европу. В начале 1980-х годов в Бельгии, Италии, Нидерландах, Великобритании и Западной Германии Вашингтон разместил баллистические ракеты «Першинг II», а также другие.

Этот шаг был призван, во-первых, противостоять советской ракетной угрозе, а во-вторых, убедить Советы вести переговоры об ограничении числа ракет средней и меньшей дальности с обеих сторон в Европе и Советском Союзе.

Условия договора

Переговоры между США и Советским Союзом начались в 1979 году в конце президентства Картера. Цель состояла в том, чтобы ограничить число ракет средней дальности, которое может развернуть каждая из сторон. Диалог, перешедший по наследству к администрации Рейгана, сопровождался различными предложениями о том, сколько ракет может иметь каждая из сторон, и где их можно размещать.

В 1987 году Михаил Горбачев предложил ликвидировать вообще все ракеты средней и меньшей дальности. Результатом этого стал эпохальный договор РСМД, который запретил целый класс ракет. Соглашение было подписано президентами Рейганом и Горбачевым 8 декабря 1987 года.

Обе стороны договорились ликвидировать все существующие крылатые и баллистические ракеты, которые могут быть запущены с земли (в отличие от систем морского и воздушного базирования — прим. автора) и которые имеют дальность полета от 300 до 3,4 тысячи миль. Они также обязались «не иметь таких систем в дальнейшем».

До истечения срока реализации договора в 1991 году США и Россия уничтожили более 2,5 тысячи ракет, подпадающих под его действие.

Ядерные державы помимо России

Соединенные Штаты впервые обеспокоились соблюдением Россией договора в 2014 году, когда заявили, что Москва испытала ракету, которая нарушает ограничения договора по дальности. Россия обвинения отвергла.

Между тем такие страны, как Китай, Иран или Северная Корея, не ограничены какими-либо договорами, касающимися разработки ракет, способных нести ядерное оружие. Эти страны продолжают разрабатывать или рассматривают возможность разработки таких ракетных технологий.

В середине 2000-х годов Россия начала выражать опасения, что договор ограничивает ее военные возможности.

Некоторые аналитики утверждают, что США должны отказаться от Договора РСМД по той же причине — не из-за несоблюдения его Россией, а потому, что он ограничивает военные возможности США в отношении Китая. Соглашение запрещает США размещать ракеты малой дальности наземного базирования в таких местах, как Япония. Твердым сторонником этого подхода является советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон.

Перспективы договора выглядят не очень хорошо.

Россия давно отрицает факт нарушения договора. Администрация Трампа скептически относится к контролю над вооружениями в целом и планирует продолжить модернизацию ядерного арсенала США.

Не будучи связанными договором, США могли бы разрабатывать новые системы ядерного оружия, чтобы в Восточной Азии противостоять военным достижениям Китая. Прекращение деятельности договора выглядит весьма вероятно. Дальнейшее развитие событий зависит от нескольких переменных, особенно от результатов президентских выборов в США в 2020 году.

Джеффри Филдс — адъюнкт-профессор международных отношений в Колледже литературы, искусств и наук Дорнсиф при Университете Южной Калифорнии.

Обсудить
Рекомендуем