NYT (США): почему девочки опережают мальчиков в школе, но отстают от них в офисе

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В учебе девочки уверенно опережают мальчиков, тем не менее, мужчины занимают 95% ключевых должностей в самых крупных компаниях. Способность успешно учиться, прикладывая минимальные или умеренные усилия - отличительная черта подрастающих мужчин. Американская журналистка задается вопросом, что если школы воспитывают в наших сыновьях уверенность в себе, а в дочерях лишь формируют компетенцию?

С первых уроков в начальной школе и вплоть до окончания колледжа девочки в целом демонстрируют больше дисциплинированности в отношении учебы, нежели мальчики. Они учатся усерднее и получают более высокие оценки. В учебе девочки уверенно опережают мальчиков. Тем не менее, мужчины занимают 95% ключевых должностей в самых крупных компаниях.

Что если те качества, которые помогают девочкам лидировать в школе, — в частности их чрезмерная добросовестность в отношении учебы — мешают им добиваться таких же успехов на рабочем месте?

Попытавшись выяснить, что мешает профессиональному продвижению женщин, журналисты Кэтти Кей (Katty Kay) и Клэр Шипман (Claire Shipman) обнаружили, что нехватка компетенции реже становится препятствием на пути к карьерному росту, нежели нехватка уверенности в своих силах. Когда речь заходит о профессиональной уверенности, мужчины уверенно лидируют. «Недостаточно квалифицированные и недостаточно подготовленные мужчины берутся за работу, не задумываясь, — пишут они. — Сверхквалифицированные и сверхподготовленные женщины очень часто воздерживаются от решительных действий. Женщины чувствуют уверенность только тогда, когда они идеальны».

Будучи психологом, работающим с подростками, я часто выслушиваю подобные опасения от родителей моих пациентов. Они часто говорят о том, что их сыновья делают ровно столько, чтобы их родители не стояли у них над душой, тогда как их дочери готовы бесконечно выполнять скучную и тяжелую работу, лишь бы не допускать ошибок. Девочки останавливаются только тогда, когда они идеально выполнили все задания и старательно переписали все конспекты, используя ручки разного цвета для выделения важных моментов.

Таким образом, возникает вопрос: что если школы воспитывают в наших сыновьях уверенность в себе, а в дочерях лишь формируют компетенцию?

Эта мысль осенила меня, когда я работала с ученицей восьмого класса. Она получала только самые высокие оценки, но при этом она чувствовала невероятную усталость от 

школы. Ее родной брат, который учился в девятом классе, тоже получал самые высокие оценки, но, когда я спросила девочку, учится ли он так же усердно, как она, она фыркнула. Если она однажды выполнила какое-то задание и получила за него пятерку, позже она чувствовала себя «в безопасности» только в том случае, если она тратила на выполнение подобных заданий не менее часа. Между тем ее брат делал уроки очень быстро. Когда он приносил домой пятерку, по ее словам, он чувствовал себя «на коне». Если порой он немного скатывался, он прикладывал ровно столько усилий, чтобы вернуться на прежний уровень. Между тем она чувствовала себя «в безопасности», только если она прикладывала максимум усилий.

Этот опыт — способность успешно учиться, прикладывая минимальные или умеренные усилия — вероятно, является ключевым. Возможно, он помогает нашим сыновьям воспитывать в себе уверенность, потому что они на собственном опыте убеждаются, сколько всего они могут достичь, просто полагаясь на свою сообразительность. Для них школа становится испытательной площадкой, где они воспитывают в себе веру в свои силы и учатся на них полагаться. С другой стороны, наши дочери, возможно, упускают шанс приобрести уверенность в своих силах, если они всегда опираются исключительно на изнуряющую умственную работу.

Итак, как в стенах школы можно заставить чрезмерно добросовестных девочек (и, если уж на то пошло, мальчиков, поскольку они тоже есть) выработать в себе не только компетенцию, но и уверенность в своих силах?

Во-первых, родителям и учителям стоит прекратить хвалить за неэффективную дополнительную работу, даже если она приносит хорошие оценки. Гендерно-дифференцированные подходы к учебе формируются рано, поэтому стоит начать бороться с ними как можно раньше. Недавно я читала своей 8-летней дочери книгу «Гарри Поттер и узник Азкабана». Я остановилась на эпизоде, в котором Гермиона — образец чрезмерной добросовестности в учебе — сдала эссе, которое было «на два свитка пергамента длиннее, чем просил профессор Биннс». Я сказала дочери, что Гермиона не слишком правильно распорядилась своим временем. Она была очень способная и вполне могла учиться так же хорошо, тратя на учебу немного меньше времени и сил. «Да, — ответила мне дочь. — Конечно, она могла!»

Мы также можем поощрять девочек за иной подход к учебе — такой подход, который позволяет сконцентрироваться скорее на экономии усилий, нежели на том, сколько часов им нужно заниматься. Каждый раз, когда девочки, демонстрирующие блестящие результаты в учебе и испытывающие при этом постоянную тревогу, рассказывают мне, как они занимаются до 2 часов ночи, я вижу в этом возможность. Именно в этот момент их нужно убедить в необходимости быть более расчетливыми — как можно продолжать учиться и получать такие же оценки, тратя на это меньше времени и усилий. Я призываю своих пациенток — и свою дочку-подростка — начинать занятия с образцов тестов, чтобы увидеть, что они уже знают, прежде чем продумывать, сколько еще им предстоит сделать, чтобы досконально изучить ту или иную тему. Многие девочки необычайно трудоспособны, но им нужны такие моменты, чтобы выяснить глубину своих знаний и почувствовать гордость за них.

Учителя тоже могут бороться с чрезмерным усердием девочек. Когда круглая отличница сдает какую-то дополнительную работу, ее учителю стоит поинтересоваться, действительно ли она настолько сильно увлечена предметом или же она просто хочет накопить «страховочные баллы», как их иногда называют. Если она действительно увлечена предметом, это замечательно. Но если речь идет о второй причине, учителю стоит убедить девочку, что ее знаний и той работы, которую она уже делает, вполне достаточно для того, чтобы получать нужные ей оценки. Учителя могут показать девочке, что ей, возможно, не нужны эти «страховочные баллы», что она, вероятно, гораздо лучше владеет материалом, чем ей кажется.

Наконец, мы можем показать девочкам, что чувствовать некоторую тревогу и усталость в связи с учебой — это нормально. Девочек очень часто беспокоит это самое ощущение беспокойства, и они начинают чрезмерно усердно учиться, чтобы справиться с этими эмоциями. Мы можем напомнить им, что легкое беспокойство по поводу домашней работы — это лишь признак того, что учеба важна для них — что само по себе хорошо.

Даже если ни вы, ни ваша дочь не стремитесь к тому, чтобы она стала генеральным директором крупной компании, вас, возможно, беспокоит, что в конце концов она может сломаться под весом ее собственных учебных привычек. Хотя некоторый уровень стресса способствует росту, работать с максимальной отдачей постоянно и по всем предметам — это нездоровая и пагубная склонность. Моя коллега любит напоминать подросткам, что на тех занятиях, на которых любой балл выше 90 — это пятерка, разница между 91 баллом и 99 баллами огромна.

Стоит отметить, что разница в степени уверенности в себе — это не единственный фактор, мешающий женщинам занимать высокие должности. Женщины также сталкиваются с гендерными предрассудками, сексуальными домогательствами и серьезными структурными барьерами на своем карьерном пути. Однако уверенность в себе — это то преимущество, которое мы можем начать вырабатывать уже сейчас. Вместо того чтобы молча смотреть на то, как наша дочь делает 50 карточек вместо заданных 20, мы можем вмешаться и спросить, зачем ей это нужно. Множество мужчин-профессионалов излучают уверенность, потому что они потратили много лет на то, чтобы выяснить свои способности. Женщины должны вступать в свою профессиональную жизнь, предварительно сделав то же самое.

Лиза Дамур — клинический психолог из города Шейкер-Хайтс, штат Огайо, и автор готовящейся к публикации книги под названием «Под давлением: борьба с эпидемией стресса и тревоги у девочек» (Under Pressure: Confronting the Epidemic of Stress and Anxiety in Girls).

Обсудить
Рекомендуем