Подошел к концу второй, последний день министерской встречи, посвященной продвижению мира и безопасности на Ближнем Востоке. Станут ли отношения между Варшавой и Вашингтоном такими, какими их описывали вице-президент США Майкл Пенс и госсекретарь Майкл Помпео? Будут ли американцы, как они обещают, стоять плечом к плечу с Польшей в рамках НАТО? Чего можно ожидать от отсутствовавшего на встрече Ирана и России, которая ответила собственной конференцией? Об этом мы побеседовали с сотрудником Краковского педагогического университета политологом Лукашем Стахом (Łukasz Stach).
На первом месте США
«Я приехал с посланием, адресованным полякам и всем тем, кто стремится к миру: мы с вами. Соединенные Штаты стоят плечом к плечу с Польшей — членом самого успешного за всю мировую историю военного союза, и так будет всегда», — заявил в среду Майкл Пенс после встречи с польскими и американскими военными, служащими на Первой базе транспортной авиации в Варшаве. «Мы все вместе объединены в нашей миссии, направленной на формирование безопасности и мира на Ближнем Востоке», — подчеркивал он в четверг.
Не произнес ли он все эти слова лишь для того, чтобы сорвать аплодисменты? На что может рассчитывать Польша со стороны США? Как мы знаем, стороны ведут переговоры на тему «Форта Трамп», а также обсуждают тему отмены виз для поляков.
«Мы наблюдаем происходящий по воле Варшавы процесс постепенной вассализации польской внешней политики, ее подчинения США. Американцы пользуются тем, что Варшава — надежный партнер, который прислушивается ко всем требованиям Вашингтона и реагирует на его ожидания. В результате Польша становится инструментом политики США, и многие страны начинают видеть в ней именно американское орудие. Взамен мы обычно (остается надеяться, что в ближайшие недели произойдет какой-то перелом) получаем туманные обещания на тему постоянных американских баз, отмены виз или помощи польской армии, — объясняет Лукаш Стах. — Продолжаются разговоры о „Форте Трамп". Американцы могут увеличить контингент своих войск, но могут и в любой момент их вывести. Появятся ли постоянные базы, до сих пор неизвестно. Сейчас единственные конкретные факты — это создание элемента системы ПРО США в Редзиково и присутствие американских сил на ротационной основе».
В беседе с порталом «Интерия» (Interia) политолог также высказался на тему покупки вооружений, в том числе подписанного в среду договора на поставку Польше ракетных комплексов «Хаймарс» (HIMARS). «Мы добиваемся закупки оружия, за которое будут расплачиваться польские налогоплательщики, кроме того, последние контракты не подразумевают передачи нам технологий. Мы фактически покупаем „готовый" продукт, это бизнес-сделка, Варшаве не предоставляют никаких выгодных условий», — отмечает Стах.
Иран — угроза
Иран с самого начала критиковал польско-американскую конференцию. Звучали заявления, что это «мертворожденная инициатива», заведомо обреченная на провал. Кроме того, говорилось, что конференция приведет к негативным для Польши последствиям, спровоцировав охлаждение польско-иранских отношений.
«Отношения на дипломатическом уровне ухудшатся. Иран в настоящий момент не имел большого значения для польского импорта и экспорта, однако, он мог стать привлекательным направлением для продажи польских товаров, а также закупки энергоресурсов. В будущем у польских компаний могут возникнуть проблемы с выходом на иранский рынок, — объясняет Лукаш Стах. — Нам не следовало своими собственными руками портить отношения с Ираном».
Польско-российские отношения
На Ближневосточную конференцию в Варшаве не приехал ни один представитель России. Российская сторона отказалась от приглашения и… организовала собственную встречу, посвященную ситуации в Сирии, а также двусторонним контактам Москвы с Анкарой и Тегераном. В ней приняли участие президенты Владимир Путин, Реджеп Эрдоган и Хасан Роухани. Это был ответный удар?
«На современном этапе польско-российские отношения складываются плохо, а конференция лишь закрепила существующее положение дел, — указывает политолог. — Россия видит в Польше верного союзника США, а организация встречи, направленной против Ирана, подтвердила российское мнение на тему политики Варшавы». Стах полагает, что ухудшения польско-российских отношений ожидать не стоит. «Революции в этом плане не будет. Россияне убеждаются, что Польша выступает инструментом американской политики, а конференция только закрепила этот образ. Кроме того, следует напомнить, что на современном этапе Москва поддерживает позицию Тегерана», — подводит итог он.
Комментарии читателей
salo: Типичная военная пропаганда, которая призвана приучить поляков к мысли о войне. Я позволю себе напомнить, что писал на эту тему Бжезинский в книге 1997 года «Великая шахматная доска»: «Нужно развязать войну с Россией, а поляки идеально подходят на роль тех, кто может это сделать». Это будет война между Польшей и Россией, между Украиной и Белоруссией, а также странами Балтии. Америка останется в стороне от конфликта, а нам придется биться пять, десять лет, нести потери. Нас ожидают временные затишья, но война будет продолжаться. Ее цель — ослабить Россию, раздробить ее. Когда она станет слабой, она будет вынуждена заключить союз с США против Китая.
Detox: Постоянные базы в Польше противоречат соглашениям, которые были заключены с Россией после распада Организации Варшавского договора. Если они утратят силу, исчезнут ограничения на количество военных, танков, самолетов, которым разрешается обладать тому или иному государству, и тогда россияне смогут перебросить больше сил к своей западной границе. Это противоречит нашим интересам. Все средства нам следует направить на модернизацию польской армии, а не на «форты» или ремонт дорог для американских «Абрамсов».
Niepolityk Polak: Критики обвиняют польское руководство (в особенности нынешнее) в том, что оно обостряет отношения с Россией и не занимается контактами с Германией. Это полная чушь. Именно Москва в последние 15 лет портила отношения с Варшавой. А контактам с Берлином, которые могли быть гораздо лучше, мешает его политика. Более того, враждебная Россия и не слишком дружественная Германия создали угрозу для Польши и всей Европы: трубопровод в Балтийском море. Наш ответ — союз с США. Они заботятся о своей безопасности, но мы тоже извлекаем выгоду. Это единственная реальная защита от России и Германии. Альтернативный путь — согласие на очередной раздел Польши.
Szefo: В конфликте между НАТО и Россией роль нашей страны предопределена заранее, она будет такой же, как в эпоху холодной войны: нам предстоит стать полем битвы. Нас хотели им сделать несколько десятков лет назад, и мы будем им сейчас. СССР планировал выпустить по ФРГ ядерные ракеты, а потом нанести удар при помощи сухопутных сил, находящихся в ГДР и Польше. План НАТО, в свою очередь, предполагал, что в ответ ядерные ракеты полетят в сторону Польши, Белоруссии и Украины, а потом начнется контрнаступление. Именно так будет выглядеть возможный конфликт в наши дни. Находящиеся на нашей территории американцы быстро сбегут на свои базы в Западной Германии и будут ждать там подкрепления, а Польше придется сдерживать сотни тысяч наступающих россиян. Прежде чем США будут полностью готовы нанести ответный удар, на Польшу уже упадут баллистические ракеты, целью которых станут российские войска. Если дело дойдет до использования ядерного оружия, то мы тоже пострадаем в первую очередь. Нас ждет только такой сценарий, так что следует задуматься, чего стоят все обещания американцев, и имеет ли смысл перед ними пресмыкаться.
Orzeł 1: К сожалению, Польша становится вассалом Вашингтона, забывая, что она находится в Европе и ведет большинство дел с ней. США никогда не были заинтересованы в том, чтобы европейский континент был сильным, ведь они видят в нем конкурента. Россияне — аналогично. А мы, как идиоты, смотрим в рот американцам. Они уже не раз нас использовали, я не верю в искренность намерений янки. Они трубят о правах человека, а сами не всегда их соблюдают, трубят о защите окружающей среды, но, заботясь об интересах собственной экономики, не подписывают климатические соглашения. США — одно из самых лживых государств.
i tyle: К сожалению, именно так выглядят факты, при этом вовсе не с точки зрения Москвы, а с точки зрения здравого смысла. Польша сделала из себя лакея американцев, но взамен не получила практически ничего!
Grodno: Вы называете американских военных в Польше оккупантами, а как назвать российских военных в Белоруссии и то, что белорусы не могут уладить официальные вопросы на своем собственном языке, да и просто чихнуть без согласия Москвы?
wyborca: Я не знаю, что мы получим от американцев, но я знаю, что русские нам, полякам, ничего хорошего не давали и не дадут. Нужно искать такого союзника, который не питает приязни к русским и немцам, нам такой как раз попался.
oli: Что хорошего мы видели от России? Был Сталин, теперь Путин. В будущем нас может ждать судьба Украины. Я предпочитаю американцев: кто находится с ними в союзе, у того все не так плохо.
Pomyslec tylko: Я, перефразируя пословицу, скажу вам так: лучше с американцами потерять, чем с русскими найти. Польша уже подписывала разные договоры с англичанами и французами, как все закончилось, мы помним. Украина, отдав ядерное оружие, тоже получила гарантии Германии и Франции, и что от этого осталось?
marad: У Польши в течение 40 лет были прекрасные отношения с Кремлем, и в итоге она стала «процветающей» страной. Белоруссия тоже поддерживает прекрасные отношения с Россией и «процветает». Та же история с Кубой и Венесуэлой: куда привели их отличные отношения с Россией, мы видим. В очереди за «процветанием» стоят сейчас Турция и Иран.
Element: Так называемая дружба с Россией не один раз выходила нам боком. Эта тема закрыта: в последний раз с россиянами пытался дружить Туск (Donald Tusk), и получилось как всегда. США — это совершенно другой уровень и другие отношения. Они не указывают нам, кого назначить президентом, премьером и так далее. У них есть здесь свои интересы, и поэтому они заинтересованы в безопасности Польши и росте благосостояния поляков. Что касается Ирана, особого значения он для нас не имеет.