В этом месяце исполняется пять лет с тех пор, как Россия вторглась на украинский Крымский полуостров, а затем оккупировала его. Пришедших из-за границы оккупантов назовут «маленькими зелеными человечками Путина». Это были российские военные без воинских знаков различия. Сначала российский президент Владимир Путин нагло отрицал причастность своей страны к вторжению, а затем признался, что солгал всему миру. Кремль провел фальшивый референдум и поставил у власти марионеточное правительство. Впервые с 1940-х годов европейская страна осмелилась силой захватить территорию у своего соседа.
Сегодня Крым стал черной дырой в плане прав человека. Оккупационный режим подвергает суровым гонениям коренное крымскотатарское население, которое при украинской власти пользовалось значительными свободами. Сейчас власти регулярно похищают диссидентов, а потом устраивают над ними судебные расправы. Россия ввела запрет на работу любых международных наблюдателей и организаций помощи.
Россия все сильнее затягивает удавку на горле Крыма. Отсутствие внимания со стороны мирового сообщества явно придает смелости Кремлю. Примером тому стало недавнее нападение на украинские суда в международных водах Керченского пролива и Азовского моря. 24 захваченных в плен украинских военнослужащих в настоящее время изнемогают в российских тюрьмах.
Российская оккупация Крыма была прелюдией к более масштабной агрессии, которая продолжается по сей день на востоке и юге Украины. На сегодня более полутора миллионов украинцев стали перемещенными лицами, а почти 13 тысяч погибли. Мировые средства массовой информации, занятые политическими событиями в Западной Европе и Северной Америке, очень слабо освещают эту человеческую трагедию. Но для народа Украины война и страдания продолжаются. Страдает и украинская экономика. Из-за последних российских ограничений на свободу судоходства в Азовском море оборот грузов в ключевых украинских портах Мариуполе и Бердянске сократился по меньшей мере на 30%.
В самом начале российского вторжения в 2014 году многие представители мирового сообщества призывали Украину вступить в «диалог», рассказывая нам, что обеим сторонам следует сесть за стол переговоров и договориться о прекращении конфликта. Но что именно должна обсуждать Украина? От какой части суверенитета ей отказаться, когда к голове страны приставлен пистолет? Чем это закончится, и какая страна будет следующей?
После оккупации Крыма Кремль проводит в жизнь довольно простую стратегию. Он пытается превратить сложившуюся ситуацию в норму и напускает тумана, когда международное сообщество призывает его к ответу. Москва неизменно заявляет миру о том, что это «внутренний вопрос» между Украиной и Россией. Если долго лгать об одном и том же, мир начинает от этого уставать. Именно так и произошло. Вялая реакция части мирового сообщества может привести к долговременным последствиям, причем не только для Украины, но и для всей Европы. История напоминает нам о том, что умиротворение и слабость перед лицом наглой агрессии чреваты серьезными последствиями. Эта зараза всегда распространяется.
В пятую годовщину агрессии нашим высшим приоритетом является освобождение 24 захваченных военнослужащих, а также 70 украинских политзаключенных, страдающих в российских тюремных камерах. Среди них серьезно больной инвалид, 58-летний крымскотатарский активист Эдем Бекиров, похищенный 12 декабря 2018 года и с тех пор страдающий в тюрьме. В 2017 году российские агенты похитили в Белоруссии Павла Гриба, когда он разместил в социальных сетях свои комментарии с критикой оккупации. В то время ему было 19 лет. Впоследствии его на показательном суде вынудили признать надуманные обвинения в «терроризме». Он тоже серьезно болен, однако ему не обеспечивают лечение.
Благодаря своему мужеству украинский кинорежиссер Олег Сенцов стал символом борьбы за родину. Русские приговорили его к 20 годам лишения свободы за моральное сопротивление оккупационному режиму в Крыму, но он не намерен сдаваться. В мае 2018 года Сенцов объявил голодовку. Одновременно с этим он выразил протест против российских репрессий и потребовал освободить всех украинцев, схваченных Россией на основании обвинений с политической подоплекой. Он продолжал голодовку 145 дней, после чего был вынужден прекратить ее из-за ухудшения здоровья. Сенцов до сих пор не поправился.
Мы призываем международное сообщество признать несомненную опасность слабой реакции на российскую агрессию. Если вы цените демократию и верховенство права, если вы искренне верите в то, что основанная на правилах международная система укрепляет нашу безопасность, вы усилите давление на Кремль и заставите его придерживаться норм международного права. Следующим логичным шагом является ужесточение санкций. С Россией надо обращаться с позиции силы, а не с позиции умиротворения.
Павел Климкин — министр иностранных дел Украины.