В последнее время невероятную популярность в «Вэйбо» (китайская соцсеть — прим. ред.) и СМИ получила тема присоединения Белоруссии к России. Из-за того, что новости относительного объединения двух стран стали так часто появляться в СМИ, я чувствую, насколько они неактуальны когда мне задают вопросы по этой теме на «Чжиху» (ZhiHu) (сайт в формате вопрос-ответ — прим. ред.). За тем, как развивается эта история я предпочитаю следить на сайте «Гуаньча».
15 февраля президент России Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко участвовали в товарищеском хоккейном матче. В перерыве между периодами главы стран успели обсудить некоторые вопросы. На пресс-конференции после матча Лукашенко заявил, о желании провести объединение стран «по воле народа».
Когда я увидел это слово — «объединение», то не смог сдержать улыбку. Следует понимать, что в русском языке у слова «объединение» есть значения «объединять», «единство», однако есть и такие значения, как «соединять», «интегрировать», «союз». В русскоязычном контексте это слово несет в себе некий оттенок федерализма. Возьмем, к примеру, слова «союз» и «федерация». Первое отсылает нас к Советскому Союзу, равноправию субъектов и даже конфедерации. Второе — к традиционному федеративному государству западного типа, в рамках которого наблюдается большая степень сплоченность субъектов. У слова «объединение» корень —един-, что не дает нам повода отнести его ни к одной из двух категорий.
Для большего понимания вспомним, как по-русски расшифровывается аббревиатура ООН — «Организация объединенных наций». Чтобы окончательно разобраться со значением слова «объединение», достаточно посмотреть на «степень объединения» стран — членов ООН. Очевидно, что Лукашенко не имел в виду объединение двух стран в одну, своими словами он хотел выразить то же, что и раньше — сближение стран.
Разговоры об объединении России и Белоруссии начинались уже неоднократно, что говорит о тесных отношениях между странами. В этой связи нельзя обойти стороной вопрос о внешнем и внутреннем политическом курсе Лукашенко, который буквально пропитан духом Советского Союза.
Лукашенко, как белорус украинского происхождения, глубоко ценит и продолжает советские политические традиции. В 1990 году Лукашенко был избран депутатом Верховного совета Белоруссии, он был единственным, кто голосовал против распада СССР, чем поразил многих. В 1991-1992 годах состоял в партии «Коммунисты за демократию», чем доказал свое «критическое одобрение» СССР и социалистическому строю.
В 1994 году Лукашенко стал популярен в народе из-за своей программы по борьбе с коррупцией, был избран президентом и получил возможность воплотить свои политические амбиции, смело и решительно действовать во внешней и внутренней политике. В 1995 году по его инициативе были изменены флаг и герб Белоруссии, с них убрали серп и молот — наследие БССР, в память о Белорусской Народной Республике, выступавшей на стороне «белых» в ходе гражданской войны, на флаге были изображены три полосы: белого, красного и белого цвета, а гербом стал символ «Погоня» (герб Великого княжества Литовского, Белорусской Народной Республики (1918) и Республики Беларусь в 1991—1995 годах. На краносм поле всадник на коне, в правой руке всадника воздетый меч, в левой — щит с золотым шестиконечным крестом — прим. ред.). В 2002 году Лукашенко принял решение переделать гимн БССР (Мы, беларусы) и сделать его гимном Белоруссии.
Кроме этих формальных изменений, Лукашенко сосредоточил единое руководство белорусским народом в своих руках, создал комсомольскую организацию, Комитет государственной безопасности и другие политические организации по советскому образцу, и даже назвал их также. Лукашенко оказывал сильное давление на оппозицию, сохранил смертную казнь, замедлил процесс приватизации, занялся проблемой занятости населения и во всем руководствовался советским опытом.
Таким образом, с одной стороны, Белоруссии удалось быстро преодолеть период, последовавший за распадом СССР, развить экономику страны, смягчить социальные противоречия. Можно сказать, что с этой задачей Белоруссия справилась весьма неплохо, по сравнению с другими бывшими союзными республиками. Однако, с другой стороны, сходство политики Лукашенко с советской, неприятие всего западного и давление на оппозицию привели страну к международной изоляции и внутренней политической разобщенности. В политическом курсе президента, построенном по советскому образцу также не все было так хорошо, что в совокупности со всеми остальными факторами отрицательно сказалось на развитии Белоруссии.
В условиях, когда недоброжелатели активизировались как внутри страны, так и за ее пределами, Белоруссия оказалась неспособной продолжать придерживаться своего первоначального курса. Поэтому в 1996 году Лукашенко, помня о том, какие особые отношения связывают его страну с Россией, а также видя политическую и экономическую нестабильность, решает создать Сообщество Белоруссии и России. Через год Сообщество станет Союзом, а в 1999 году страны подпишут соглашение о создании Союзного государства. Тогда конечной целью такого решения виделось создание конфедерации стран, где проживают русские, постепенная интеграция во внешней политике, экономике и валюте.
Несмотря на то, что конфедерация до сих пор не создана, намерения Лукашенко заслуживают уважения, в рамках Союзного государства осуществляется свободное передвижение людей и товаров, Белоруссия вышла из политической изоляции, получила поддержку России и доступ к ее обширному рынку. Следует отметить, что в советское время уровень жизни на территории БССР был самым высоким, а продукция белорусской легкой промышленности и сельского хозяйства и по сей день считаются одними из лучших. Все эти факторы способствовали политической и экономической стабилизации Белоруссии, одним словом, страна многое получила от российской интеграции.
И все же, со временем стало видно, что Союзное государство не движется в сторону создания конфедерации, напротив, по моим наблюдениям, страны начинают отходить от этой цели.
И это можно понять, ведь после того, как к власти в 2000 году пришел Путин, в России началась эпоха политики сильных людей, увеличилась совокупная мощь государства, у Путина появились средства на проведение жесткой внешней и внутренней политики и отношения между Россией и Белоруссией начали становиться все более неравноправными. Одним обозревателем эта ситуация была описана так: «Лукашенко нуждается в генеральном секретаре, чтобы встретить царя (Путина)». И действительно братские отношения перешли в отношения «старший — младший», «начальник — подчиненный», что поставило под угрозу автономный статус Белоруссии и помешало ее долгосрочным планам. Такая ситуация не может порадовать ни Лукашенко, ни народ Белоруссии, в котором только усиливаются националистические настроения.
В последнее время невооруженным взглядом становятся заметны различия между Россией и Белоруссией в политическом и общественно-культурном отношении. Образование в Белоруссии ведется на белорусском языке, на нем же президент произносит свои речи в День Победы, в правительстве происходят заметные изменения.
Но самые важные перемены происходят в умах белорусского народа. По моим наблюдениям, у белорусов, проживающих на территории России за последние несколько лет усилилось чувство национального самосознания, они стали чаще использовать для общения свой родной язык. Сообщается, что число людей, оценивающих объединение Белоруссии и России положительно уменьшилось за последние 10 лет с 25% до 10%, что только подтверждает мою точку зрения.
После поглощения Крыма Россией и вспыхнувшего украинского кризиса Лукашенко, украинец по происхождению, стал относиться к России с небывалой ранее настороженностью. Президент Белоруссии открыто поддержал украинское правительство, не согласился с позицией Путина, что случалось кране редко. После этого между странами было еще много разногласий в отношении энергоресурсов. Последствия разлада между Россией и Белоруссией дошли и до Китая: на здании посольства Белоруссии название страны поменяли на «Беларусь», чтобы подчеркнуть суверенный статус государства. Очевидно, что сейчас как правительство, так и сам народ Белоруссии стремится провести четкую границу между собой и Россией. А «объединение» стран — надуманное и наивное предположение.
Безусловно, у Союзного государства есть и свои плюсы, интеграция с Россией идет Белоруссии на пользу, при этом страны сохраняют независимость друг от друга. Россия же получает безвозмездную дружбу и поддержку. Такое положение вещей представляется оптимальным для обеих сторон. И хотя в последнее время страны только поддерживают видимость хороших отношений, они будут сохраняться еще долго в рамках Союзного государства.