Тринадцать советов от нейробиолога: как повысить эффективность обучения до уровня профессиональных спортсменов (Helsingin Sanomat, Финляндия)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Как повысить эффективность обучения? Есть много способов улучшить результаты, причем чтение — не единственный путь, говорит нейробиолог Минна Хуотилайнен. Одним подходит визуализация, другим полезно сочинять стихи или маршировать. Никому из нас не помешает чередовать интенсивную умственную нагрузку с физической. На учебу влияет даже питание, отмечает «Хельсингин саномат».

Как повысить эффективность обучения? Есть много способов улучшить результаты, причем чтение — не единственный путь, говорит нейробиолог Минна Хуотилайнен (Minna Huotilainen).

Когда в свое время Минна Хуотилайнен готовилась к экзаменам, она случайно выработала очень эффективный способ.

«Мне было тяжело заниматься, и я часто делала перерывы. Я могла сосредоточиться только на 30-45 минут. Потом я начинала делать что-нибудь другое, например, что-нибудь пекла», ‒ говорит нейробиолог и профессор педагогики.

Сейчас Хуотилайнен знает, что учиться долгое время без перерыва не самая хорошая идея. И все же многие абитуриенты и студенты, зубрящие материал для экзаменов, сидят за книгами дни напролет.

«Учащемуся надо брать пример с профессиональных спортсменов. Спортсмен не тренируется 12 часов подряд, он уделяет много внимания перерывам, сну и здоровому питанию».

Хуотилайнен написала книгу «Так мозг учится» (Näin aivot oppivat) и рассмотрела процесс обучения с позиции нейробиологии. В ее труде содержится не только научная информация, но и практические советы — например, для абитуриентов и всех, кто готовится к экзаменам.

Автор не делает акцента на зубрежку, а советует отправиться в перерыве на прогулку или поспать днем.

Три приседания

Ничего из этого не выйдет! Я никогда этого не запомню!

Такое чувство может неожиданно охватить любого выпускника.

Если больше ничего не получается усвоить, попробуйте что-нибудь новое: сделайте три приседания или три раза отожмитесь. После этого учеба должна пойти лучше, поскольку физическая встряска делает процесс обучения более эффективным.

Для учебы мозгу необходим нейромедиатор дофамин, количество которого увеличивается во время физических нагрузок и еще в течение пары минут после их окончания. В некоторых исследованиях учебный процесс сочетали с интенсивной, но непродолжительной физической нагрузкой. Например, учащиеся прерывались и в течение двух минут делали глубокие приседания или приседания с выпрыгиванием. Отмечалось, что после такой встряски обучение шло эффективнее.

Можно обзавестись спортивным оборудованием — велотренажером, турником или диском для балансирования. Прогулка на свежем воздухе в перерыве — тоже хорошая идея.

Спортивные увлечения — это очень полезно. Исследования свидетельствуют, что физически более активные учащиеся в целом показывают лучшие успехи в учебе или в общих тестированиях. Они также проявляют себя лучше в тестах на память и концентрацию.

Вдобавок спорт помогает бороться со стрессом, предотвращает депрессию и улучшает способность к концентрации.

Сочиняйте стишки и начните маршировать

Песни и короткие стихотворения помогают усваивать информацию лучше. Если вы, к примеру, учите неправильные шведские глаголы, пропойте их на мотив детской песенки.

Память человека хорошо воспринимает стихи и истории. Слова и слоги, произнесенные ритмично, запомнить проще.

К этому также можно добавить движения. Некоторые исследователи считают, что если во время произнесения таких стишков делать простые движения, например, маршировать, процесс запоминания будет проходить еще эффективнее из-за схожести ритмов языка и моторики.

Можно пойти еще дальше. Пользу от марша и стишков можно усилить, задействовав правую руку — например, постукивая ей по бедру.

Сделайте модель или займитесь вязанием

Часто приходится изучать абстрактные вещи. Будет хорошо, если до них дойдут руки — в прямом смысле.

Вырежьте картонные силуэты стран, которые вы изучаете, и составьте из них карту на столе. Можете сделать макет того, что вы учите? Или связать что-нибудь по теме предмета изучения?

Рукоделие полезно и для расслабления. Стоит попробовать разные варианты и найти подходящий вам.

Собственная комната в помощь

Никак не можете выучить, к примеру, как устроена клетка? Ничего страшного, эту проблему решить легко.

У человека хорошая пространственная память. Этим можно пользоваться при запоминании больших пластов информации.

Информацию, связанную с клеткой, нужно представить в знакомом месте — например, в своей собственной комнате. Рабочий стол будет ядром клетки, лежащие на столе зарядка и батарейки будут изображать митохондрии, находящиеся в ядре, а зеленые растения — хлоропласты.

На эти предметы можно приклеить стикеры с надписями, напоминающими об изучаемой теме, например «митохондрии дают клеткам энергию».

Если на экзамене попадется вопрос о строении клетки, можно мысленно переместиться в свою комнату и представить, что оглядываешься по сторонам. Информацию будет легко вспомнить, поскольку «карта» вашей комнаты вам хорошо знакома.

Разбить на несколько дней

Информация переходит из кратковременной памяти в долговременную во время ночного сна, поэтому учебу стоит разбить на несколько дней. Если вы собираетесь изучить что-либо за пять часов, занимайтесь по полчаса или по часу в день. Тогда останется достаточно времени для формирования новых нейтронных путей в мозгу, что происходит ночью. А если учиться пять часов подряд и потом больше не возвращаться к материалу, на переход информации в долгосрочную память останется всего одна ночь.

«Укладка» информации в памяти происходит и во время дневного сна. Исследования рекомендуют для этого сон продолжительностью 10-15 минут, но не больше.

Немного английского, немного математики

Меняйте предметы, которые учите, и не занимайтесь одним и тем же слишком долго. Не стоит готовиться к экзаменам, к примеру, таким образом: «сегодня я с утра до вечера занимаюсь английским, а завтра — военной историей Финляндии XX века».

Лучше менять предмет изучения, даже часто. Частота смены предмета изучения зависит от учащегося. Рекомендуются периоды от 20 до 60 минут. С другой стороны, от слишком частой смены тематики процесс обучения может стать чересчур прерывистым.

Включите музыку

При помощи музыки можно создать себе разные пространства для учебы. Прежде чем взяться за учебные задачи, можно взбодриться под быструю музыку и даже потанцевать. Некоторые могут слушать музыку и во время учебы — пожалуй, подойдет спокойная музыка без слов. Или вам лучше работается в тишине?

При помощи музыки можно улучшить и качество сна. Составьте собственный плейлист из спокойных треков на вечер и включайте его за два часа до того, как пойти спать.

Придумайте игру на запоминание

И хотя для улучшения эффективности процесса обучения можно упражняться, петь, заниматься рукоделием или делать что-нибудь еще, нельзя забывать, что хорошо запоминать информацию помогают тесты. Если спрашиваешь у самого себя перевод слов на французский язык, обязательно их выучишь. Старый, но хороший метод!

Самопроверка гораздо эффективнее простого чтения, поскольку во время тестирования активизируются нейтронные пути. В то же время становится понятно, что запомнилось плохо и требует повторения.

Можно придумать игру на запоминание, при помощи которой можно будет проверить себя, о чем бы ни шла речь — о схемах химических реакций или о словах иностранного языка. Сделайте карточки, на одной стороне которых будет вопрос, а на другой — ответ. Остается только играть!

Читайте хорошие блоги

Изучение языка — это не только зубрежка списков слов. Окружите себя иностранным языком, и сделайте это комфортным для вас образом.

Обратитесь к культуре: смотрите фильмы и каналы на Ютубе, читайте блоги, газеты и книги, вступите в интересные интернет-сообщества. Музыка — тоже хороший способ учить грамматику, лексику и произношение.

Ручку в руку

Для эффективности учебы можно задействовать различные каналы принятия и обработки информации. Если материал, который вам нужно освоить, состоит из одного только текста, можно, к примеру, нарисовать иллюстрации. Если нужно изучить схемы и картинки, можно описать их своими словами.

Ассоциативная карта — еще один хороший инструмент визуализации. Во время прорисовки карты выявляется соотношение разных понятий. Возможно, лучше запомнить материал поможет временная шкала или прямая чисел.

Не забывайте про завтрак

Когда уровень сахара в крови падает, сосредоточиться становится сложнее. Вас беспокоит чувство голода, но еще больше учебе может помешать нетерпение: тяжело усидеть на месте. С другой стороны, когда уровень сахара в крови повышается, учащийся начинает уставать.

Завтрак — это отличный способ поддерживать уровень сахара в норме. Хороший питательный завтрак должен содержать достаточно протеина и медленных углеводов, чтобы выровнять уровень сахара в крови. Положительное влияние завтрака сохраняется даже во второй половине дня, после обеда.

Таким образом, завтрак играет важную роль в процессе обучения. Питательный обед тоже очень важен для уровня сахара в крови.

Уберите весь этот писк

Задумайтесь о вашей способности к концентрации. Не давайте оповещениям социальных сетей или электронной почты оторвать вас от заданий, требующих полного погружения.

Получайте удовольствие от усилий

В наш мозг заложена врожденная тяга к учебе. Это означает, что система вознаграждения мозга может поощрять нас хорошим настроением и приятным состоянием, если мы приложили усилия для учебы и заметили, что смогли освоить что-нибудь новое.

Чем больше такого позитивного опыта, тем лучше он мотивирует продолжать учебу. Учащийся ставит себе цели, требующие усилий, поскольку знает, что позже по итогам своего труда почувствует удовлетворенность.

Об этом важно помнить и не мотивировать себя внешними факторами, такими как стипендия или деньги в подарок от родственников на университетском выпускном. Внешняя мотивация — более слабый стимул для учебы, чем внутренняя.

Пусть учеба будет в радость!

Обсудить
Рекомендуем