Папа Бенедикт XVI в ОАЭ: в Заливе зазвонят церковные колокола? (Noonpost, Египет)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Тайные богослужения, запрет на звон колоколов и возможная потеря работы — христианам в Персидском Заливе живется непросто. Тем более, что подавляющая их часть — и так ограниченные в правах мигранты из Южной Азии. Но, похоже, в сердце ислама подули ветры перемен: Саудовская Аравия собирается восстанавливать христианский храм, а ОАЭ вообще претендует на статус мировой столицы терпимости.

Публикуется отрывок текста

О «репрессивной толерантности» в толерантном государстве 

Хотя ОАЭ позиционирует себя как самая толерантная по отношению к другим религиям страна в Персидском заливе, священники, верующие и дипломаты сообщают, что в этой стране есть свои ограничения.

Так, к примеру, местные власти запрещают жителям проводить несанкционированные религиозные собрания и менять религию, и согласно соглашениям, заключённым с церквями, запрещается также звонить в колокола или возводить кресты в публичных местах.

Кроме того, существуют ограничения по площади территории, которая предназначена для строительства мест поклонения. В частности, в ОАЭ действуют только девять церквей для католиков, ввиду чего по выходным они переполнены, и некоторые верующие вынуждены стоять на улице, где иногда служба транслируется на специальных экранах. В Дубае некоторым верующим приходится совершать длительные автобусные поездки, чтобы добраться до церкви.

Согласно организации «Опен Дорс» (Open Doors), которая отслеживает случаи преследования христиан во всем мире, христианские экспаты в ОАЭ могут свободно отправлять свой религиозный культ, однако правительство не разрешает им вести миссионерскую работу или молиться в общественных местах. Наибольшему же преследованию подвергаются новообращенные христиане из числа бывших мусульман. Дело в том, что на них оказывают давление члены семьи и общество, которые хотят, чтобы они отступили от христианской веры. В свою очередь это объясняет, почему не появляются доклады о том, что христиане были убиты или ранены из-за своей веры.

Из-за доминирования мусульман в общественной жизни, новообращенные практически не могут раскрыть свою религиозную идентичность. Так, христианские неофиты часто лишаются наследства и родительских прав, вынуждены вступать в нежеланный брак, их отстраняют от работы или же от них требуют работать бесплатно в обмен на избежание смертной казни или других наказаний.

Как следствие, новообращенные христиане чаще всего чувствуют, что должны скрывать свою веру или бежать в другую страну из-за опасений преследования. Религиозная ненависть запрещена, однако немусульмане должны отправлять религиозный культ в предназначенных для этого местах или дома.

Как пишет газета «Волл стрит джорнал» (The Wall Street Journal) со ссылкой на Госдепартамент США, в то время как ОАЭ открывают двери перед последователями других религий, такими как иудаизм и христианство, совсем другого подхода они придерживаются в отношении политического ислама по причине сильного страха перед ним и нетерпимости. Так, министерство вакуфов тщательно следит за пятничными проповедями из-за боязни «их отклонения от целей» ОАЭ, а полиция арестовывает большое количество представителей этого течения.

Чтобы представить ОАЭ в качестве мировой столицы терпимости и человеческого братства, а также умеренного и инклюзивного государства, местные власти объявили 2019 год «Годом толерантности». Кроме того, правительство приняло закон против дискриминации, учредило министерство толерантности и международный институт толерантности, чтобы бросить вызов экстремизму и продвигать ОАЭ в качестве модели мирного сосуществования.

По данным американской газеты, ОАЭ формулирует чёткие и важные послания, продвигая идею терпимости к представителям других религий. Их цель — закрепить представление о том, что в раздираемом конфликтами регионе люди разных культур и религий могут найти общий язык, а также бороться с экстремизмом и терроризмом.

Не секрет, что состояния государства и общества различны. Вслед за Чемпионатом Азии по футболу была проведена Всемирная конференция «Человеческое братство» под патронажем наследного принца Абу-Даби Мухаммеда бен Заида. Не правда ли удивительно, что после чемпионата, на котором идею братства растопчут, организуют конференцию, которая будет рассказывать людям об этой идее?

Положение христиан в странах Персидского залива

Начало отношений между регионом Персидского залива и христианством восходит к IV веку нашей эры. Так, в районе Аль-Каср на территории Кувейта и на острове Сир-Бани-Яс в ОАЭ были обнаружены свидетельства проживания христианских общин. В источниках говорится, что некоторые арабские племена, которые были связаны с христианами Аль-Хиры в центральном Ираке, могли способствовать распространению христианства в Персидском заливе, а преследования несторианцев в государстве Сасанидов в период между 309 и 379 годами побудили христиан покинуть свои дома и, возможно, отправиться в Персидский залив.

Историки отмечают наличие большой христианской общины после 410 года. Церкви и монастыри в основном были сосредоточены на северо-востоке Аравийского полуострова. На юге находилась церковь Бет Катрайе, влияние которой простиралось от Катара до Сухара в Султанате Оман. В этом регионе также были обнаружены следы проживания христианских общин, а в VII веке нашей эры в Персидском заливе начал распространяться ислам до тех пор, пока не стал доминирующей религией, коей остаётся и по сей день.

В 1960-х годах после нефтяного бума в Персидский залив прибыло большое количество иностранцев, в том числе христиан. И правители Эмиратов разрешили строительство церквей в стране, будучи, как правило, более терпимы к христианской религии, чем соседние государства, в частности, Саудовская Аравия. Так, в 1966 году шейх Рашид выделил земельный участок христианской миссии римских католиков, и город стал развиваться вокруг церкви Святой Марии, которая сейчас находится рядом с оживленной дорогой в самом центре Дубая.

Сегодня в этом эмирате находится множество церквей, и все они построены на земле, которую пожертвовал христианам вице-президент ОАЭ Мухаммед бен Рашид Аль Мактум. В этих храмах проходят десятки религиозных служб на английском и арабском языках. Используются и другие языки, включая малаялам (дравидийский язык, распространенный на юго-западе Индии — прим. ред.) и тагальский (один из филиппинских языков — прим. ред.). В стране насчитывается около 45 зарегистрированных церквей при наличии 700 христианских групп, что вынуждает их делить небольшое пространство для религиозной практики.

В 1958 году шейх Рашид ибн Саид Аль Мактум, отец нынешнего правителя Дубая шейха Мухаммеда бин Рашида Аль Мактума, разрешил построить в стране индуистский храм, в который сегодня можно попасть, пройдя через прилавки со статуэтками богов и гирляндами из цветов и бархата. Сегодня в Эмиратах проживает более полумиллиона индусов, и в этом маленьком месте, где витает аромат сандалового дерева, каждую неделю собираются десятки тысяч индуистов и сикхов.

Однако путь к свободе вероисповедания в ОАЭ не был так же проложен розами, поэтому религиозные свободы в стране ограничены. Как отмечается в отчёте о свободе вероисповедания, подготовленном Государственным департаментом США в 2017 году, конституция ОАЭ гарантирует свободу вероисповедания, если это не вступает в противоречие с моралью и государственной политикой. Кроме того, законы страны запрещают атеизм и проповедничество религий, за исключением ислама.

В Объединенных Арабских Эмиратах, одним из которых является эмират Дубай, существуют ограничения на свободу слова, широкомасштабная цензура в средствах массовой информации; десятки активистов сидят в тюрьмах, и хотя город может похвастаться своей историей религиозной терпимости, в Дубае можно увидеть мало признаков, свидетельствующих об исповедании других религий, помимо ислама.

Саудовская Аравия тоже плывет по течению?

В 2008 году в Катаре была открыта первая христианская церковь, что положило конец полувековой практике тайных богослужений среди десятков тысяч иностранных работников. Также существует религиозный комплекс на три тысячи мест, который находится на южной окраине столицы. Внутри комплекса постоянно действует пункт досмотра.

Эмир Катара шейх Хамад бен Халифа пожертвовал участок земли, на которой была построена церковь, его стоимость составляет 15 миллионов долларов. Кроме того, он одобрил строительство пяти других церквей для различных христианских конфессий. Хотя строить церкви теперь разрешено, католики говорят, что чувствуют ограничения за пределами мест поклонения.

Строительство церквей также разрешено в Султанате Оман, Кувейте и Бахрейне. Первая церковь в Персидском заливе была открыта в Бахрейне в 1939 году. Храм находится в Манаме, и сейчас ведутся работы по строительству собора на севере Аравийского полуострова, на земле, которую выделил Хамад ибн Иса Аль Халифа.

В Кувейте власти официально разрешили строительство двух церквей. Также имеется молитвенный зал, который нельзя было преобразовать в церковь. В Катаре есть очень большая католическая церковь в дополнение к Маланкарской ортодоксальной сирийской церкви, Сиро-маланкарской католической церкви и маронитской церкви. В ОАЭ есть семь католических храмов, в Омане — четыре и три в Кувейте.

Согласно данным на 2017 год, католики распределены в странах следующим образом: 250 тысяч человек в Бахрейне и 300 тысяч в Катаре (около 90% — это католики с Филиппин и других азиатских стран), почти полмиллиона в Кувейте и 1,5 миллиона в Саудовской Аравии.

В королевстве, по оценкам, насчитывается два миллиона христиан, чье проживание официально запрещено, как в случае со строительством церквей и немусульманских молитвенных домов. Официальный запрет на их возведение основывается на фетвах радикальных священнослужителей, которые считают, что нельзя церкви на Аравийском полуострове должны быть запрещены.

Однако сайт «Ворлд крисчен датабейз» (World Christian Database) утверждает, что около 13 тысяч саудовцев тайно обратились в христианство. Что касается сайта Open doors, который отслеживает случаи преследования христиан по всему миру, то он публикует истории о том, что саудиты обращаются в христианство и тайно собираются в подпольных церквях.

Во времена правления наследного принца Мухаммеда бен Салмана эти сообщения вновь поставили вопросы о появлении христианства на земле двух священных мечетей, на которые Саудовская Аравия не может легко ответить. Контакты Саудовской Аравии с представителями христианской религии в последнее время вселили надежду на перемены.

В соответствии с изменениями, инициированными саудовским наследным принцем, во время визита коптского папы Тавадроса в Эр-Рияд в прошлом году была проведена месса. В 2017 году маронитский патриарх и кардинал Бешар Бутрос Ар-Рай посетил Саудовскую Аравию, и больше нельзя было скрывать намерение королевства восстановить историческую церковь в Эль-Джубайле и построить ещё одну.

«Существуют сотни церквей по всей Саудовской Аравии», — заявил местный христианин, назвавший себя Абу Марьям. Он появился в качестве гостя в просветительской программе телеведущей Надии Юсеф. Житель королевства подчеркнул, что в Саудовской Аравии существуют сотни домашних церквей, а британская газета «Экономист» (The Economist) процитировала слова советника саудовского короля: «Город Неом на северо-западе Королевства является потенциальным местом для открытия церкви».

Нет сомнений в том, что ОАЭ — не худшая среди монархий Персидского залива, когда речь идет о гражданских свободах. ОАЭ богаты, а богатым странам не нужно демонстрировать такую жестокость. Правителям Эмиратов, похоже, нравится терпимость, но не настолько, чтобы они позволили своему народу демократию.

Обсудить
Рекомендуем