Как сообщают многочисленные СМИ, Италия в субботу согласилась участвовать в китайской инициативе «Один пояс, один путь», став первой страной «Большой семерки», давшей такое согласие.
Соответствующий протокол о намерениях был подписан во время визита китайского руководителя Си Цзиньпина в Рим, который состоялся на этой неделе, и итальянское правительство очень хотело торжественно отметить данное событие. Си Цзиньпину в итальянской столице оказали грандиозный прием. Его принимали так, как обычно принимают приезжающих с визитами монархов. Китайские и итальянские компании подписали соглашения на общую сумму 2,5 миллиарда евро. Среди прочего итальянский инвестиционный банк «Касса Депозити э Престити» (Cassa Depositi e Prestiti) будет продавать долговые обязательства под названием «панда-облигации» и сотрудничать с китайским фондом «Шелковый путь» в привлечении международных инвестиций и в строительстве итальянских железных дорог и аэропортов, а также наращивать поток туристов из Китая посредством онлайнового туристического агентства «Ситрип» (Ctrip). Непосредственно связанная с инициативой «Один пояс, один путь» «Чайна комьюникейшнс констракшн компани» (China Communications Construction Company) подписала соглашения с портами Триеста и Генуи.
Но все эти сделки не производят большого впечатления. Их общая стоимость оказалась ниже ожидаемой, так как ранее сообщалось, что объем предложений составлял семь миллиардов евро. Очевидно, Китай поманил Италию перспективами сделок (или пригрозил, что не будет их подписывать) и тем самым принудил Рим к заключению соглашения по «Одному поясу, одному пути». В этой связи критики говорят, что Италия продешевила, предложив свое сотрудничество.
Из-за отсутствия знаковых и масштабных соглашений, не считая протокола о намерениях по инициативе «Один пояс, один путь», заместителю премьер-министра Луиджи Ди Майо (Luigi Di Maio), активно поддерживающему сближение Италии и КНР, пришлось напрячься, чтобы продемонстрировать успех переговоров. В итоге ему пришлось изливать свои чувства по поводу первой партии апельсинов, которая будет отправлена самолетами с Сицилии в Китай. Он постарался представить это как «маленькую революцию для продукции итальянского производства».
Ди Майо также сказал, что подписанные в субботу соглашения могут достичь по своему объему 20 миллиардов евро, однако для расширения сотрудничества придется подписывать отдельные сделки по каждому направлению. А на сегодня Риму досталась цифра 2,5 миллиарда — а также острая полемика по поводу присоединения к китайской инициативе. Такие результаты вряд ли успокоят различные фракции в итальянском правительстве, которые сомневаются в целесообразности заигрывания с Китаем в ущерб отношениям с США и ЕС.
Сразу после Италии Си Цзиньпин отправился во Францию с визитом, который очень сильно отличался от его итальянского турне. Французский президент Эммануэль Макрон устроил демонстрацию европейского единства, пригласив на переговоры с Си канцлера Германии Ангелу Меркель и председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Они указали Си на то, что рассчитывают на большую открытость китайских рынков, и только после этого будут думать об участии в инициативе «Один пояс, один путь». «Мы как европейцы хотим играть активную роль [в проекте „Один пояс, один путь"], — сказала Меркель. — Это должно привести к определенной взаимности, но здесь у нас пока нет полного согласия».
Позже Макрон на встрече с Си добавил, что Китай и ЕС должны ускорить работу по модернизации ВТО, чтобы можно было эффективнее решать вопросы, связанные с прозрачностью, избытком производственных мощностей, государственными субсидиями, а также урегулировать споры. Он также подверг Китай критике за нарушения прав человека и пообещал, что Франция продолжит «поднимать вопросы, связанные с соблюдением основополагающих прав в Китае». Макрон даже упомянул китайские репрессии против мусульман-уйгуров, вызвав недовольство Пекина.
Но вот что поражает. Хотя Франция заняла конфронтационную позицию, она получила от этого визита гораздо больше, чем Италия, радостно решившая поддержать «Один пояс, один путь». Франция и Китай подписали в ходе этого визита соглашения на 40 миллиардов евро, то есть, вдвое больше гипотетических цифр Ди Майо на будущее. Основная часть этой суммы приходится на одно-единственное соглашение, в рамках которого Китай будет покупать самолеты компании «Эйрбас». Но даже если исключить этот контракт из французского улова, все равно останутся соглашения на 10 миллиардов евро, что в четыре раза больше суммы итальянских сделок.
Какие выводы можно сделать из этих очень разных визитов? Во-первых, объятия с Китаем не дают тех дивидендов, на которые можно было надеяться. В то же время твердая (хотя и дипломатичная) позиция по вызывающим обеспокоенность вопросам обходится дешевле, чем может показаться. Кроме того, становится понятно, что сделка по инициативе «Один пояс, один путь» в большей степени носит символический, нежели содержательный характер, и не дает никаких гарантий увеличения китайских инвестиций. Это на собственном и не самом приятном опыте выяснила Польша, которая одна из первых в Европе поддержала китайский проект, а потом не получила инвестиций, на которые надеялась. Надо сказать, что свои инвестиции в Италию, в том числе в порты и прочие объекты инфраструктуры, Китай начал вкладывать еще до подписания протокола о намерениях, и после его заключения они вряд ли существенно увеличатся.
С другой стороны, ни один из крупнейших получателей китайских инвестиций в Европе не присоединился к проекту «Один пояс, один путь». По данным Центра стратегических и международных исследований, в 2017 году наибольшую часть китайских средств в Европе получали Германия (1,6 миллиарда долларов), Нидерланды (1,6 миллиарда долларов), Британия (1,5 миллиарда долларов) и Франция (1,4 миллиарда долларов). При этом Германия и Франция жестче всех критиковали Китай за его поведение в торговле и за нарушения прав человека. Получается, что если воздерживаться от критики в адрес КНР, это вряд ли будет гарантией получения крупных и выигрышных сделок. Если твой рынок достаточно привлекателен, ты все равно их получишь.
В этом-то и загвоздка. Италия, привлекшая в 2017 году 500 миллионов долларов китайских инвестиций, явно надеется, что присоединившись к инициативе «Один пояс, один путь», она окажется в выигрышном положении и сможет получать больше направляемых в Европу инвестиций. Но в деловой практике Китая есть один грязный секрет. Хотя китайское государство обладает огромным влиянием при принятии экономических решений, все китайские компании в конечном итоге гонятся за прибылью. Соглашение по «Одному поясу, одному пути» — это не панацея, которая внезапно сделает инвестиционный климат Италии неотразимым для китайских фирм. И никакими бумагами не изменишь тот непреложный факт, что Франция продает в Китай самолеты, а Италия предлагает ему апельсины.