Категорическое «нет»… «Скажите, а вы действительно думаете, что украинцам нужен наш совет, за кого голосовать? Я так не считаю», — сказал один из участников украинско-американских предвыборных дискуссий. Можно с уверенностью прогнозировать, что показательная нейтральность Штатов сохранится и перед вторым туром. Это — сознательная позиция.
На нынешних выборах США действительно пытаются всячески избежать тех действий, которые можно было бы расценить как призыв голосовать за Петра Порошенко — или наоборот, против него. К слову, на украинских выборах американцы уже давно пытаются сохранять нейтральность, однако имидж «игрока в геополитику» от этого не ослабевает. От Вашингтона ждут того, что он делать и не планирует. Это вообще не удивительно, ведь история как мира, так и нашего региона знает достаточно случаев, когда США не скрывали своих симпатий в адрес того или иного кандидата или партии накануне выборов. А вот с Евросоюзом — обратная история.
Брюссельская ставка
Брюссель традиционно критикуют за то, что он — в отличие от США — вообще не идет в геополитику. В Евросоюзе редко складывается единое мнение всех государств-членов, и даже когда складывается — там пытаются избежать любых подозрений в том, что ЕС играет на стороне того или иного кандидата, и ограничиваются знаменитой «озабоченностью». Отдельные государства, такие как Германия или Франция, играют в геополитику, но сам ЕС — нет.
И это касается не только Украины, а всего мира. Яркий пример — революционная Венесуэла. Все без исключения государства признали, что выборы президента там были фальсифицированы, но встать на сторону его противника Гуайдо ЕС так и не решился — не хватило голосов. Но на Украине правила Евросоюза неожиданно «сломались».
Вопреки собственным традициям, вопреки привычкам и практике, на этих выборах лидеры Евросоюза приняли участие в кампании одного из кандидатов. Этот кандидат — Петр Порошенко. 20 марта президент Порошенко посетил Брюссель с довольно неожиданным визитом, состоявшимся без причин. Сначала речь шла о его «совместном ужине» с Дональдом Туском, а уже после отлета президента из Киева выяснилось, что все куда масштабнее — мол, речь идет о «мини-саммите Украина-ЕС». Украинскую делегацию вместе принимали все три высших европейских должностных лица: президент Еврокомиссии, президент Европейского совета и президент Европейского парламента. Даже на полноценных саммитах с иностранными лидерами они редко собираются все вместе — но ради Порошенко нашли время. Причем стандартных, то есть не предвыборных оснований для такой встречи просто не было.
Уже на следующий день, 21 марта, в Брюсселе началось заседание Европейского совета, то есть саммит ЕС, а следовательно, у лидеров Евросоюза и без украинских гостей было достаточно дел. Причем НИКАКИХ украинских вопросов на тот саммит не выносилось, то есть необходимости «сверить часы» ни у кого из них не было. Срочных вопросов в отношениях Украина-ЕС тоже не было (да и Порошенко всего лишь в конце декабря уже был в Брюсселе, а Туск месяц назад приезжал в Киев).
В конце концов — вполне ожидаемо — никаких решений этот «мини-саммит» так и не принял. Единственной причиной для встречи стало намерение (или согласие) Брюсселя поддержать Порошенко накануне президентских выборов. Вопреки традициям и неписаным правилам.
Другая Европа
Но можно ли говорить, что Европа выбрала одного кандидата? Как ни странно, но нет. Мнение Туска, Юнкера и Таяни еще не равно мнению Меркель, Макрона, Мэй и далее по списку. В то время как Брюссель решился на нетрадиционный для себя шаг и поддержал Порошенко, другие столицы остаются показательно нейтральными.
Да и иностранные дипломаты в разговорах «не под запись», в том числе в общении с западными медийщиками, настаивают: никаких признаков «ставки на Порошенко» в европейских столицах нет. Хотя, конечно, Западу было бы проще, если бы в это непростое время Украина оставалась предсказуемой. «Из-за непредсказуемости выборов друзья Украины становятся осторожными» — так озаглавлена публикация международного агентства «Рейтер».
Этот текст построен на цитатах западных дипломатов из Киева и Брюсселя и хорошо отражает мнение западных дипломатов о выборах в Украине.
«Мы наверняка знаем, что будет при президенте Порошенко. Нам кажется, что мы знаем, что получим с Тимошенко. А что с Зеленским — у нас вообще нет понимания», — пояснил один из собеседников агентства. «При этом все они несовершенны. Нет ни одного кандидата, которого можно было бы просто поддержать, сказать: «Да!», — добавил другой дипломат.
Но удивит многих то, что ни одного из лидеров гонки Запад не считает катастрофой. В то время как в Украине одним из ключевых нарративов кампании стал слоган «Порошенко или Путин», в западных странах такое упрощение вообще не звучит.
Причем автору этих строк — на удивление — в последнее время приходилось слышать положительные отзывы даже о Зеленском. Возможность его избрания, которая до недавнего времени вызывала ужас на Западе, сейчас многие воспринимают спокойно.
В том числе — из-за вопросов, связанных с Минском и Донбассом
В лице «Зе» дипломаты нашли то, чего им очень не хватало — уступчивость. «Порошенко уверен, что все делает правильно, и не воспринимает наших инициатив. У Тимошенко есть свои идеи, и она продвигает именно их. А Зеленский нас слушает и слышит, воспринимает советы, потому что он только формирует свою позицию», — довелось слышать от топ-дипломата, у которого состоялась продолжительная встреча с «зе-кандидатом».
Именно о «готовности учиться» говорят и другие дипломаты. Полное отсутствие понимания политики, международных отношений, разделения властей, законов экономики и т.д. — то есть то, чем антисистемный кандидат продолжает шокировать многих украинцев — партнеры Украины порой воспринимают как шанс: «Не стоит ожидать много от человека, у которого вообще нет политического опыта», — говорят западные дипломаты.
Шанс на реформы?
Хочется предостеречь от возможного ложного заключения, что Запад решился поддержать Зеленского. Нет, конечно, такой поддержки нет — но нет и тотального негативного отношения. В частности, постоянно приходится слышать вопросы о степени влияния Коломойского на этого «зе-кандидата», и ответа, похоже, не знает никто.
В то же время в «зе-команде» нашли у западных партнеров «точку G» и умело на нее давят. Эта точка — вопрос реформ.
Появление в команде авторитетных реформаторов, в том числе Александра Данилюка, Айвараса Абромавичюса, Руслана Рябошапки — стало мощным козырем в глазах европейских и американских партнеров, даже несмотря на то, что их роль в случае победы кандидата до сих пор не определена. «Очень важно, чтобы следующий президент придерживался программы реформ, потому что мы вложили в нее столько средств. Без этого и без однозначной линии по России отношения будут страдать», — подчеркивает собеседник «Рейтер», настаивая, что имя президента менее важно.
Да и западные журналисты, пишущие об украинских выборах, не обходят стороной вопрос преобразований в Украине, а также то, что действующий президент не оправдал надежд многих — и именно поэтому потерял популярность.
Сложно найти публикации, в которых бы не упоминали неудачу в борьбе с коррупцией.
Похоже, ее на Западе считают главной уязвимой точкой президента.
«Многие украинцы связывают действующего президента Порошенко с ростом стоимости жизни и коррупцией», — пишет немецкий «Вельт», признавая в то же время, что в предвыборный период это вылилось в соревнование грязных пиар-кампаний и взаимные обвинения в коррупции, которые стали «частью повседневной жизни». И именно на этом фоне появился Зеленский — непричастный к старой «тусовки».
«Порошенко обещал побороть коррупцию и быстро завершить вооруженный конфликт, который тогда только разгорался. Спустя пять лет его критики говорят о провале этих обещаний, хотя он и усилил связь Украины с Западом», — пишет французское международное агентство АФП.
Что если не Петр?
Но если результаты президентства Порошенко одновременно и критикуют, и хвалят, то в отношении Юлии Тимошенко в ведущих западных медиа крайне мало позитива.
«Газовая принцесса» — этот термин, подзабытый в Украине, на Западе звучит чаще всего. Тимошенко упрекают за популизм, хотя и она не кажется нашим партнерам абсолютным злом.
«Юля вернулась на политическую арену с испытанным подходом: популизмом», — пишет французский «Монд». Издание также цитирует европейского дипломата, занимающегося Украиной, об опасностях, которые Запад видит в случае победы Тимошенко на выборах: «Ее программа несет реальный риск разрыва Украины с МВФ, а также угрозу напряженности в отношениях с ЕС. Но, к счастью, она окружена адекватными людьми и всегда открыта к диалогу (с представителями Запада)».
А еще примечательно, что и западные дипломаты, и журналисты не связывают Тимошенко с РФ, как это обычно делают ее украинские оппоненты. Такую характеристику на Западе считают слишком упрощенной.
Скорее намеки об уступчивости России звучат в адрес Зеленского. Дипломаты и журналисты, с которыми приходилось общаться, порой также удивлялись, как лидером гонки в Украине может быть человек, который практически не говорит по-украински.
При этом журналисты оказались значительно критичнее к комедианту, чем дипломаты. Если последние порой ищут положительные стороны в его неопытности, то среди первых есть те, кого это до сих пор откровенно шокирует. Даже сравнивая Зеленского с Трампом или с основателем итальянского «Движения 5 звезд», медиа ставят под сомнение его способность работать на посту президента.
«Он умеет сделать так, чтобы страна смеялась, но сумеет ли он управлять страной? В этом нет ни малейшей уверенности», — пишет «Либерасьон». А их коллеги ставят под сомнение основу кампании комика — что он не причастен к силам влияния в украинской политике. «Насколько Зеленский вне системы? Многие в этом сомневается», — пишет немецкий «Цайт», напоминая о незримом присутствии Игоря Коломойского за спиной лидера президентской гонки.