Эксперт по России считает, что встреча премьер-министра Эрны Сульберг (Erna Solberg) и президента Владимира Путина может стать переломным моментом в большой политике между Россией и Скандинавией.
Сегодня после обеда впервые после крымского конфликта в 2014 году встретятся норвежский премьер-министр и российский президент.
С 2014 года российская сторона ни разу не приглашала к себе норвежского премьер-министра. Встреча состоится в связи с конференцией Арктического форума в Санкт-Петербурге.
«На повестке дня будут морские дела и наше давнее сотрудничество», — сказала премьер-министр Эрна Сульберг об этой необычной встрече.
Руководитель Баренцева секретариата Ларс Георг Фордаль (Lars Georg Fordal) полагает, что встреча может положить начало политическим изменениям.
«Приглашала на встречу Россия, и это сигнализирует, что ей очень нужен диалог», — говорит Фордаль.
Курс на отмену санкций
Норвегия также отправляет на встречу министра иностранных дел Ине Эриксен Сёрейде (Ine Eriksen Søreide). Согласно плану, встреча продлится 40 минут.
«Норвегия должна взять на себя инициативу по прекращению санкций и направить переговоры в сторону безвизового режима», — говорит Фордаль.
Он надеется, что Норвегия сумеет сделать шаг навстречу и выдвинуть конструктивные предложения по поводу того, о чем надо договориться, чтобы произошли конкретные изменения, в том числе в отношении санкций, введенных против России в 2014 году.
«То, что едут и Сульберг, и министр иностранных дел Эриксен Сёрейде, — явный сигнал, что все хотят диалога», — считает Фордаль, но при этом подчеркивает:
«Новый диалог между Норвегией и Россией может положить конец санкциям. Но в то же время я считаю маловероятным, что это произойдет всего за одну встречу. Норвегия в одиночку такое сделать не может».
По мнению Фордаля, Норвегии следует действовать совместно с другими странами и вместе с ними разобраться, какие требования международному сообществу следовало бы предъявить России.
Бизнес сильно пострадал
После 2014 года многие норвежские предприятия ушли с российского рынка. Многие экспортные компании также сообщают о сложных условиях в этой соседней стране.
Лучший пример — норвежские морепродукты. В январе интернет-издание «Е24» сообщило, что производители лосося потеряли 20 миллиардов крон (примерно 150 миллиардов рублей), когда им пришлось уйти с российского рынка в связи с введением санкций.
Председатель норвежско-российской торговой палаты Лив Моника Стубхольт (Liv Monica Stubholt) подтверждает, что бизнес все это время испытывал значительное давление.
Больше всего тревожат Стубхольт формирующиеся представления о том, что торговля с Россией связана с большим риском, чем тот, к которому компании привыкли.
«Из-за этого стало сложнее привлечь новые предприятия к работе на российском рынке и наоборот, поэтому мы терпим убытки», — говорит Стубхольт.
Сотрудничество в Скандинавии
По словам Ларса Георга Фордаля, на севере сотрудничество между соседями в Арктике функционирует не хуже, чем до крымского конфликта. Но статистика показывает, что сейчас люди значительно реже пересекают норвежско-российскую границу, чем в пиковые годы 2013-2014.
Тем не менее в Баренцев секретариат подается все больше заявок на проекты и различные мероприятия в регионе.
Как и Стубхольт, Фордаль уверен, что бизнес очень выиграет, если сотрудничество между Норвегией и Россией углубится, а климат в отношениях улучшится.
«Я полагаю, что и Норвегия, и Россия очень заинтересованы в том, чтобы страны вели больше совместной деятельности, чем сегодня».
Фруде Берг
По информации «Эн-эр-ко», на встрече с Путиным премьер-министр Эрна Сульберг также собирается поднять тему Фруде Берга (Frode Berg).
«Было бы очень странно, если бы дело Фруде Берга не обсуждалось на норвежско-российской встрече», — говорит Фордаль.
По его мнению, сегодняшняя встреча может стать хорошей возможностью заключить договор об экстрадиции.
«В то же время у Норвегии может появиться шанс проявить инициативу для создания плана выхода из санкций», — говорит Фордаль.
Старший научный сотрудник института Фритьофа Нансена Арильд Муэ (Arild Moe) считает, что встреча также может стать поводом обсудить различные проблемы политики безопасности.
«В отношениях Норвегии и России никогда не было никаких нарушений, но заслуживает внимания то, что едут и премьер-министр, и министр иностранных дел», — сказал Муэ «Эн-эр-ко».