Натуральная косметика из Сибири: «Мы — чокнутые русские» (SRF, Швейцария)

Российский предприниматель, занимающийся производством косметической продукции, собирается захватить мир — и ломает целый ряд предрассудков

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Его офис напоминает сундук с чудесами. На полках до самого потолка стоят тысячи всевозможных склянок. О нефти и газе, главных статьях российского экспорта, Трубников даже слышать ничего не хочет. Его интересуют более утонченные вещества — корень розы, облепиха, сибирская герань. Российский предприниматель собирается захватить мир — и ломает целый ряд предрассудков.

Как у места для бизнеса у России не лучшая репутация. Страна зависима от газа, там нет места инновациям и процветают коррупция и бюрократия — вот привычные стереотипы, когда заходит речь о российской экономике.

Однако есть и примеры, доказывающие обратное, и один из них — Андрей Трубников. Этот предприниматель производит продукцию в индустрии красоты: эко-шампуни, гели для душа и кремы от морщин. Он выпускает их под маркой «Натура Сиберика« (Natura Siberica) и надеется завоевать с ней весь мир.

Засушенная жаба как талисман

60-летний русский не очень похож на типичного руководителя косметического концерна. Голова побрита наголо, округлый живот обтягивает синий свитер с изображением черепа, на шее болтается засушенная жаба — в качестве талисмана.

В интервью, которое состоялось в офисе компании на юге Москвы, предприниматель сказал: «Мне было бы скучно просто качать из земли нефть и лениво валяться где-нибудь на Лазурном берегу. Я предпочитаю трудные, по-настоящему сложные проекты».

О нефти и газе, главных статьях российского экспорта, Трубников даже слышать ничего не хочет. Его интересуют более утонченные вещества — корень розы, облепиха, сибирская герань.

Эти и другие растения, ягоды и травы он выращивает на собственных биофермах на бескрайних просторах Сибири. Затем он превращает их в продукты для ухода за телом. «И все это без всякой вредной химии», — заверяет Трубников.

Тысячи склянок

Его офис напоминает сундук с чудесами. На полках до самого потолка стоят тысячи всевозможных склянок: это косметическая продукция конкурентов, которую основатель Natura Siberica привез из многочисленных поездок. Повсюду великое множество чемоданов, заполненных кремами, лосьонами и другими жидкостями, предназначенными для ухода за телом. По словам бизнесмена, у него пока не нашлось времени, чтобы распаковать чемоданы.

Стену кабинета главы компании украшает желтая надпись We crazy Russians («Мы — сумасшедшие русские»). «Что это значит, господин Трубников?» — «А, да я как-то выпил, и мне под руку попался баллончик с краской», — ответствует он.

Насколько своеобразно выглядит бизнесмен, настолько же уверенно он следует своим инстинктам в ведении бизнеса. Идея производить косметику пришла ему в голову, потому что раньше русские буквально чемоданами везли косметические продукты из-за границы. «И я вдруг подумал: а почему бы не производить все это здесь, в России?»

С водкой не вышло

В 1990-х годах Трубников пробовал делать водку, но потерпел неудачу. Затем он купил фабрику для производства жидкости для мытья посуды, позднее переключился на дешевый шампунь. А в 2008 году он основал компанию Natura Siberica. Сейчас ему принадлежат около 40 косметических бутиков в разных городах России. Кроме того, его продукцию можно купить в обычных супермаркетах.

Оборот косметического концерна Трубникова, производящего наряду с Natura Siberica и продукцию других торговых марок, соответствует в настоящий момент почти 200 миллионам франков в год.

Больше, чем просто магазин

Флагманский магазин компании расположен на престижной Тверской улице в центре Москвы. Причем это не просто магазин, а своеобразный парк развлечений в сфере красоты.

Вот, например, молодая сотрудница собственноручно создает гель для душа. Кедровое и льняное масло, клюквенная эссенция — клиентки сами могут выбрать, из каких ингредиентов он будет состоять. Так что продукт получается природным и эксклюзивным.

Кроме того, дизайн магазина выполнен в стиле «этношика». Продавщицы одеты в сибирские наряды, логотип на банках и склянках чем-то напоминает шаманский круг. Natura Siberica не пытается копировать западные бренды — это российская марка, и она гордится этим.

Трубников подчеркивает, что его компания отвечает духу времени. В Швейцарии это называется Swissness — «олицетворение Швейцарии». В данном же случае можно говорить о Russianness — «олицетворении России».

«Путин кое-что изменил»

О российском президенте Владимире Путине Трубников не может сказать ничего плохого. «Путин кое-что изменил в головах россиян. После истории с Крымом люди стали патриотичнее. В частности, они заинтересовались российской косметикой. И нам это помогло», — подчеркивает он.

Впрочем, сам Трубников не хочет иметь с политикой ничего общего. Он бизнесмен — и открыт для всего мира. Он сертифицирует свою продукцию в европейских странах, в частности, во Франции она имеет сертификат EcoZert. К этому добавляется активная стратегия по экспансии. Уже сейчас Трубников экспортирует свою косметику в самые разные страны: продукцию Natura Siberica можно купить в Испании, Франции, Великобритании, и в Швейцарии тоже. Кое-где у его компании есть собственные магазины, например, в Греции и Дании. Следующая цель Трубникова — завоевание Южной Америки, а затем и США. «Я хочу создать по-настоящему глобальную марку», — без ложной скромности заявляет он.

На российском рынке работать трудно

Однако на вопрос о том, что, собственно, движет им и не стало ли ему тесно на российском рынке, предприниматель не дает четкого ответа. По его словам, ему нравится его работа: во всем мире вести бизнес нелегко. Во всем мире есть коррупция. Но на российском рынке работать действительно трудно, признает он. Государство играет все более активную роль в экономике — и редко делает что-то хорошее.

Андрей Трубников является, скорее, исключением в российском деловом мире. Российские супермаркеты переполнены итальянскими макаронами, немецкой бытовой химией, французскими кремами для загара. Даже маленькая Швейцария присутствует на этом рынке: в одной из московских торговых сетей можно, к примеру, купить кофе, пирожные и даже туалетную бумагу с надписью «Сделано в Швейцарии» (Made in Switzerland).

Российская индустрия товаров народного потребления похвастаться такими успехами на экспортном рынке не может. Она остается недоразвитой — в первую очередь по структурным причинам. В стране, где можно бесконечно много денег заработать на продаже нефти и газа, нет стимулов для того, чтобы с нуля начинать производство какой-либо иной продукции. К этому можно добавить плохой деловой климат, недостаток правовой безопасности и коррупцию.

И немного внеземной помощи

В России трудно быть предпринимателем, если только предприниматель — не такой человек, как Андрей Трубников: целеустремленный, изобретательный, упорный.

И еще: в засушенной жабе, которую Трубников носит на шее, есть небольшой кармашек. Бизнесмен открывает его и один за другим достает несколько талисманов. Немного внеземной помощи не помешает, если приходится вести дело в России.

Обсудить
Рекомендуем