В последний день Хэйсэй
Обычно в этой колонке я публикую статьи каждый вторник, и неожиданно последний день Хэйсэй пришелся именно на этот день недели. В этот исторический вторник я решил в общих чертах рассмотреть японо-российские отношения за 30 лет эпохи Хэйсэй (если быть точным, то до 1991 года отношения были между СССР и Японией, однако для удобства я объединю их в одно целое: российско-японские отношения).
Итак, если разделить связи между Россией и Японией на четыре периода, все становится намного понятнее.
Первый период — конец советской эпохи с 1989 по 1991 год. Второй — правление президента Ельцина с 1992 по 1999 год. Третий — начальный этап путинской системы с 2000 по 2012 год. Четвертый — после декабря 2012 года, когда в полномочия вступил второй кабинет Абэ.
Первый период Хэйсэй: развал СССР
В России нет эпох, поэтому, возможно, не совсем корректно рассматривать японо-российские отношения с 1989 года, когда началась эпоха Хэйсэй. Тем не менее в социалистической державе СССР по инициативе Горбачева проходила перестройка. Именно в 1989 году проявились революционные перемены.
В странах восточной Европы, которые являлись спутниками СССР, шла демократизация. Берлинская стена также рухнула в 1989 году.
Таким образом, период с 1989 года по конец 1991 года, когда рухнул СССР, будем считать первым этапом японо-российских отношений в эпоху Хэйсэй. Отношения между РФ и Японией в эру Хэйсэй начались с присутствия первого заместителя председателя Президиума Верховного Совета СССР Анатолия Лукьянова на похоронах японского императора в феврале 1989 года.
Лукьянов также посетил инаугурацию нового императора в ноябре 1990 года. В то время он занимал должность председателя Верховного Совета СССР. Советский лидер Горбачев тогда не приехал, однако с точки зрения двусторонних отношений в то время скорее всего это была обычная практика.
Кстати, Лукьянова считали поверенным Горбачева, однако в августе 1991 года он стал одним из организаторов путча, в связи с чем его арестовали и посадили. Извините за хвастовство, но Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами, в которой я сейчас работаю, также была создана 1 апреля 1989 года (тогда она называлась Центр экономических исследований СССР и восточной Европы).
Таким образом, я начал работать в ассоциации в первый год Хэйсэй, и поэтому окончание этой эпохи вызывает у меня глубокие переживания.
К сожалению, бывшее руководство уже покинуло этот мир, и подробности основания нашего центра 30 лет назад неизвестны. Из обрывочной информации следует, что одной из предпосылок создания центра исследований стал саммит G7, который прошел за год до этого.
В то время внимание развитых стран было приковано к перестройке Горбачева. Наступали серьезные перемены в отношениях между Востоком и Западом. Премьер-министр Японии Нобору Такэсита, участвовавший в саммите G7 в Торонто в июне 1988 года, осознавал важность проблем СССР и Восточной Европы. Правительство Японии решило укрепить систему сбора и анализа информации об этих регионах. В результате возник наш исследовательский центр.
1989 год — это пик японской экономики мыльного пузыря. В то время существовала даже концепция Japan as number one. И наоборот, советская экономика находилась в застое; реформы проходили с трудом.
Соответственно, СССР просил у Японии помощи или же старался научиться у японской экономической модели. В качестве одного из эпизодов этого периода можно привести то, как советский чиновник Милюков посещал Японию в 1989 и 1990 году, изучал японскую экономику и представлял отчеты. В 1991 году газета «Асахи» перевела и опубликовала эти отчеты. Я переводил эти материалы вместе со своим бывшим учителем, и я скучаю по тем временам.
Второй период Хэйсэй: ельцинский хаос
В 1991 году социалистическая держава СССР распалась, и в 1992 году Россия начала свой путь в качестве нового государства. При президенте Ельцине Россия перешла к демократии и рыночной экономике. Поскольку холодная война также завершилась, в Японии возросли ожидания, связанные с урегулированием территориальной проблемы и заключением мирного договора.
Япония придерживалась позиции «экономика неотделима». Международное сообщество было заинтересовано в стабильности России, поэтому Япония начала оказывать ей экономическую помощь.
Тем не менее в сентябре 1992 года президент Ельцин решил отложить визит в Японию, и это стало ледяным душем для ожиданий японской стороны. В России в ходе правительственного совещания многие выступили против легкого компромисса с Японией, и российский лидер отменил поездку.
Затем на рекордное расстояние к решению проблемы территорий и мирного договора приблизились премьер Японии Хасимото и президент Ельцин в ходе в встречи в Кавана в апреле 1998 года, однако им не удалось достигнуть соглашения, и незаконченное дело было перенесено на 21 век.
Эпоха Ельцина стала худшим периодом для бизнеса. Во-первых, в конце советской эры проявилась проблема внешнего долга. На ее решение требовалось много времени и усилий. Поскольку российские компании были не кредитоспособны, многим приходилось работать по предоплате.
Правительство Японии установило кредитную линию для экспортно-импортного банка, однако российская сторона справляться с этими кредитами не могла. Из графика ниже очевидно, что в 1990-е годы японский экспорт в Россию находился на крайне низком уровне.
При этом в ельцинский период пышным цветом расцвел серый бизнес. Российские рыболовные суда заходили в японские порты, минуя ограничения на улов, таможенные процедуры и так далее, и продавали большое количество крабов. Кроме того, российский рынок заполонили японская бытовая техника и автомобили, продавцы которых уходили от уплаты налогов и никак не были связаны с японскими производителями.
В то время в японских ночных клубах также работало громадное количество молодых и красивых русских девушек под видом танцовщиц.
Один из серьезных инцидентов Японии периода Хэйсэй — это шумиха вокруг секты «Аум Синрикё». Воспользовавшись хаосом в России в первой половине 1990-х годов, «Аум Синрикё» успешно вела там пропаганду и занималась поставками оружия. Это — одна из темных частей истории японо-российских отношений эры Хэйсэй.
Третий период Хэйсэй: восстановление порядка при президенте Путине
В августе 1998 года в России разразился финансово-валютный кризис, здоровье Ельцина ухудшалось, в общем, страна находилась в истощенном состоянии. В этих условиях в августе 1998 года премьер-министром был назначен Путин. Президент Ельцин, уверенный в его способностях, объявил о своей отставке 31 декабря 1999 года, и должность руководителя страны перешла к Путину.
Путинская система длится и по сей день, включая связующий период президентсва Медведева. Соответственно, оставшиеся две трети эпохи Хэйсэй приходятся на путинский период.
При Путине в России восстановился порядок; благодаря росту цен на нефть в 2000-е годы страна развивалась стремительными темпами. В 2001 году возникла концепция БРИК (суть в том, что в дальнейшем мировую экономику потянут за собой четыре быстроразвивающиеся страны: Бразилия, Россия, Индия и Китай). В свою очередь, в японских экономических кругах разразился небольшой российский бум.
В частности, в то время в России японские автомобили продавались как горячие пирожки, и «Тойота» с «Ниссаном» решили построить местные заводы. Что касается импорта Японии, то активизировалась добыча нефти и газа вблизи Сахалина, разработка которых велась с 1990-х годов, заработал тихоокеанский трубопровод, и в Японию начались постоянные поставки российской нефти и СПГ.
Можно сказать, что для Японии Россия перестала являться объектом экономической помощи. Страны превратились в равных бизнес партнеров. Между тем несмотря на многочисленные встречи глав России и Японии в третий период Хэйсэй, серьезных подвижек в области проблемы территорий и мирного договора так и не произошло.
Кстати, когда в марте 2011 года на востоке Японии произошло крупное землетрясение, Россия предоставила серьезную помощь. Это одна из вех японо-российских отношений эры Хэйсэй, о которой забывать нельзя.
В 1990 году Япония боролась за жизнь мальчика Кости, который получил серьезные ожоги на Сахалине, а в 1995 году помогала пострадавшим при землетрясении на севере Сахалина. Землетрясение на востоке Японии 2011 года показало, что подобная гуманитарная помощь не является односторонней.
Четвертый период Хэйсэй: активная позиция администрации Абэ
Строго говоря, ранее японо-российские отношения менялись вместе со сменой власти в России. Что касается четвертого периода Хэйсэй, то в мае 2012 года Путин вернулся в президентское кресло, однако отсчет следует начинать скорее с того момента, как в декабре того же года кабинет Абэ ушел на второй срок.
Не стоит даже говорить о том, что одной из приоритетных задач для второго кабинета Абэ всегда являлось урегулирование проблемы «северных территорий» и подписание мирного договора. Для этого премьер Абэ провел целых 25 встреч с президентом Путиным в период с 2013 по январь 2019 года. В 2016 году он предложил России план экономического сотрудничества из восьми пунктов. После этого Абэ развивает экономическое сотрудничество в соответствии с этим планом.
Между тем последние годы, когда Япония продвигала с Россией экономическое взаимодействие, были непростыми: возросло международное напряжение, вызванное украинским кризисом. В 2014 году западные страны ввели экономические санкции против России, и Японии пришлось поддержать эти меры. Как я отмечал ранее, что касается экономических отношений с Россией, то в последние годы Япония одновременно давила на газ и тормоз.
В конечном итоге, несмотря на отчаянные усилия администрации Абэ, Японии и России так и не удалось завершить переговоры по территориям и мирному договору в эпоху Хэйсэй. Токио стремился к тому, чтобы заключить базовое соглашение к саммиту G20, который пройдет в июне этого года в Осаке, однако российская сторона, отказывающаяся менять принципиальную позицию, затеяла затяжное противоборство, поэтому оптимистичные прогнозы не оправдались.
Таким образом, урегулирование таких насущных вопросов японо-российских отношений, как территории и мирный договор, перешло на эпоху Рэйва. Возможно, пора осознать, что проблемы, связанные с государственным суверенитетом, легко не решить.
Тем не менее в эпоху Хэйсэй расцвел не только двусторонний бизнес, но и взаимодействие между автономиями и гражданами; также активизировалось общение посредством интернета, социальных сетей и так далее. Развивалось сотрудничество в области культуры и спорта.
Сейчас у России и Японии есть большая нерешенная проблема, однако отношения между странами не идут ни в какое сравнение с периодом холодной войны. Я надеюсь, что в эпоху Рэйва подобное взаимодействие будет только развиваться.