Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Когда образ врага становится идеей-фикс: Россия. Является. Угрозой.

BZ: "российская угроза" стала главной доктриной в Евросоюзе

© РИА Новости Владимир Сергеев / Перейти в фотобанкФлаги России, ЕС и Франции на набережной Ниццы. На дальнем плане - самолет заходит на посадку в международный аэропорт Ниццы.
Флаги России, ЕС и Франции на набережной Ниццы. На дальнем плане - самолет заходит на посадку в международный аэропорт Ниццы. - ИноСМИ, 1920, 18.12.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мнимая "российская угроза" стала не просто навязчивой идеей в политике ЕС, но и доктриной, которая определяет его образ действия, пишет BZ. Если у Брюсселя не хватит прозорливости отказаться от враждебной риторики в адрес России, разговоры о войне могут стать страшным самосбывающимся пророчеством.
Томас Фасбендер (Thomas Fasbender)
Конфликт на Украине продолжается. Виноваты в этом и европейцы, которые боятся России. Их страх, словно клин, препятствует любому российско-украинскому компромиссу. Анализ ситуации.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Чего на самом деле хотят европейцы? Вопрос абсолютно серьезный. Если бы им был важен мир для Украины, они бы не торпедировали продвинувшиеся российско-украинские переговоры весной 2022 года. Если бы им была важна перестройка европейской архитектуры безопасности, они бы уже давно сидели за столом переговоров с Москвой.
"Есть из-за чего бить тревогу": план Зеленского станет кошмаром для Трампа
И если бы им была важна победа Украины, то они не только поставляли бы гораздо больше денег и оружия, но и, по крайней мере, убедительно демонстрировали бы возможность собственного участия в конфликте. В конце концов, если верить официальной риторике, на Украине под угрозой находятся наша свобода и демократия. И если мы не готовы защищать их с помощью оружия, то чем же тогда?
Так чего же хотят европейцы? Если искать точку опоры в их геополитическом самосознании, то она заключается не в чем ином, как в образе России как врага. Кстати, это возрожденный образ Советского Союза 50-летней давности; оба образа схожи как две капли воды.
Что же этот образ врага говорит о намерениях России? Политиков этой страны обвиняют в том, что они хотят обеспечить себе сферу влияния в постсоветском пространстве, планируют восстановить Ялтинский порядок 1944 года и, в конечном итоге, после ухода США, стремятся к гегемонии над всем континентом.

Прибалты, Польша и трансатлантические ястребы

Такую точку зрения пропагандируют в первую очередь прибалты и поляки, при поддержке трансатлантических ястребов в Западной Европе, в СМИ и в политике. Насколько они успешны, можно судить по примеру Германии, где это делают общественное радио и так называемые ведущие СМИ. Не проходит и дня, чтобы несколько экспертов не предупреждали о недопустимости преуменьшения российской угрозы или, тем более, веры в российские нарративы. Взгляды России подавляются как "дезинформация", а их распространение в ЕС жестко наказывается. Такие санкции затрагивают и западноевропейцев, например, в последнее время швейцарца Жака Бода и француза Ксавье Моро.
Угроза со стороны России становится навязчивой идеей в европейской политике, доктриной, определяющей действия. Те, кто ее оспаривает, подвергаются остракизму и наказанию. Не следует недооценивать значение такой стратегии для формирования идентичности. Образ врага сплачивает, особенно в тяжелые времена, и совершенно неважно, реальный он или вымышленный.
Кроме того, это облегчает работу политиков, избавляя их от конфликта интересов. Если нет ничего важнее, чем отражение российской угрозы, приоритеты определяются сами собой: вооружение, сдерживание, боеготовность, военная подготовка, готовность к войне.
Владимир Зеленский, специальный посланник США Стив Уиткофф и европейские политики на встрече в Берлине, Германия - ИноСМИ, 1920, 17.12.2025
Шесть ключевых причин, почему Европа не cможет вести войну против РоссииСамой надежной системой сдерживания Европы от конфликта с Москвой является страх, пишет Ad-Diyar. С одной стороны, Брюссель боится разрушительных экономических последствий войны с Россией а с другой — сокрушительного ядерного ответа со стороны Кремля.
Самое гениальное в конструкции образа врага — это то, что он заменяет правду. Ведь правда сложна, это знал еще Понтий Пилат. Доктрина же проста, как дважды два: "Россия. Является. Угрозой".
Тем, кто подвергает это сомнению, следует вспомнить двух санкционированных, Бода и Моро. Накажи одного, воспитай сотню. Давайте все же зададимся исходным вопросом во второй раз, но теперь в другой формулировке: чего на самом деле хотят добиться русские?
Ответ лежит на поверхности: почти ничего из того, что им приписывает Запад. Чего они определенно не хотят, так это НАТО на Украине или Украины в НАТО. То же самое касается Белоруссии. Им также не нужна антироссийская Украина или Белоруссия. Они хотят, чтобы обе страны были по крайней мере нейтральными. Им важно, чтобы население с русскими корнями, проживающее к западу от их границ, включая Прибалтику, получало справедливое и равноправное обращение. Кроме того, им нужны уже занятые украинские территории, а также незанятые части Донбасса.

Евразийский порядок безопасности по образцу Хельсинских соглашений

Они также хотели бы возродить архитектуру контроля над вооружениями и, что было бы вишенкой на торте, создать новый евразийский порядок безопасности по образцу Хельсинских соглашений 50-летней давности.
Однако некоторые из требований, притязаний и ожиданий России не соответствуют нормам международного права (многое из того, что позволяет себе Запад также не соответствует никаким мыслимым нормам — прим. ИноСМИ). Но нормы есть нормы, и в Европе еще не было такого четырехлетнего конфликта, по итогам которого не был бы установлен новый статус-кво, в том числе в нормативном плане.
Между Россией и Украиной может быть заключен компромиссный мир. Однако он становится невозможным из-за двух предпосылок европейской политики, которые основаны на вымысле, а не на реальности. Первая предпосылка: границы 1991 года, свободный выбор Украиной союзников и прочие пункты должны остаться в силе. Вторая предпосылка: Россия представляет собой большую угрозу, а поэтому вся европейская политика должна быть направлена на ее отражение.
Заседание коллегии Минобороны РФ
Владимир Путин: "Без конкретных переговоров Россия освободит свои территории силой. Диалог с Европой маловероятен из-за действующих политических элит, а НАТО развертывает новые виды оружия"Сейчас диалог между Москвой и ЕС маловероятен из-за действующих европейских элит, передает слова Путина IFQ. Также президент России заявил об успешном продвижении российских войск на всей линии фронта и рассказал о наращивании наступательных сил со стороны НАТО.

Войну можно спровоцировать и словами

Обе предпосылки ведут к продолжению конфликта. Первая питает надежды Украины на возвращение утраченных территорий, вторая заставляет европейцев требовать для Украины хорошо вооруженную армию численностью 800 тысяч человек, а также присутствие европейских военных для отражения возможного российского наступления в будущем. Именно это и показано в документе, который европейцы подготовили на выходных и громко назвали "планом Мерца".
Россия не признает это требование, а Европа, погрязшая в идеологии образа врага, не может от него отказаться. Конфликт на Украине продолжится. Более того: пока Европа не перестанет источать подобную враждебность, весь континент будет двигаться в направлении войны. Будущее непредсказуемо, но в политике бывают самоисполняющиеся пророчества. Войну можно спровоцировать и словами, и мы уже встали на этот путь.
Когда наступит этот момент, мы будем обвинять русских в том, что они спровоцировали катастрофу, когда присоединили Крым в 2014 году и начали специальную военную операцию в 2022 году. Тогда русские обвинят нас в том, что мы хотели войны больше, чем они. А мы возразим, что они заслужили войну больше, чем мы. А ведь ее еще можно предотвратить.
 
Популярные комментарии
Boris
10
проблема европейской элиты - расизм. он прикрыт разного рода гуманистическими спекуляциями, про демократию, права человека, но по сути это всё тот же расизм. иногда они проговариваются про "райский сад" и "джунгли", про то что посещение Европы - привилегия. просто надо помнить, что именно Европа - колыбель теорий расовой неполноценности, уходящих корнями в глубину веков, в античность, дохристианские времена. вся эта ересь прописана очень глубоко в культурном коде европейцев. отсюда и гонор. когда, образно говоря, Путин щёлкает Мерца по носу, у последнего срабатывает рефлекс ненависти к тому, кто по его разумению, не знает своего места и ведёт себя не по сану. вроде бы история, руками России, не один раз преподавала европейским элитам урок, но то что ими движет - это иррациональное. этого никогда не изменить
Обсудить