В 1954 году тропическое голубое небо над южной частью Тихого океана было охвачено вихрем грибообразных по форме облаков, нависавших над Маршалловыми островами. Именно в этом месте Соединенные Штаты продолжали в то время проводить испытания ядерного оружия.
В период с 1946 по 1958 годы США провели 67 испытаний ядерного оружия на Маршалловых островах, отличавшихся до этого девственной чистотой природы. Наиболее мощным было испытание водородного устройства «Браво» (Bravo) в 1954 году, заряд которого в тысячу раз превышал мощность бомбы, сброшенной на японский город Хиросиму.
В результате этих испытаний поверхность этих островов покрылась радиоактивным пеплом, — это была мягкая белая субстанция, напоминавшая порошок. По данным организации «Атомик херитэдж фаундешн» (Atomic Heritage Foundation), местные дети ничего не знали о радиоактивном пепле, они играли в этот «снег» и даже ели его.
В 1977 году Соединенные Штаты начали собирать радиоактивные отходы, которыми были усыпаны Маршалловы острова. Согласно оценкам, было собрано приблизительно 73 тысячи кубических метров радиоактивной почвы на всех островах архипелага. Соединенные Штаты использовали самый большой кратер на острове Рунит (Runit), заполнив его радиоактивным грунтом. Таким образом этот кратер, образовавшийся после испытаний в мае 1958 года, был превращен в хранилище ядерных отходов.
Поскольку такое решение считалось временным, то дно кратера не было уложено непроницаемым материалом, который не позволил бы радиоактивным веществам просачиваться в расположенные ниже водоносные слои, а затем в Тихий океан. После загрузки в кратер радиоактивных отходов в качестве временной защиты сверху был сооружен бетонный купол толщиной 46 сантиметров (18 дюймов). Планы по строительству постоянного хранилища так и не были реализованы, поэтому хранилище продолжает существовать в своем первоначальном виде вот уже почти 40 лет.
В 1983 году Маршалловы острова достигли соглашения об отделении от Соединенных Штатов, и таким образом Америка освободилась от какой бы то ни было ответственности за проведенные ранее испытания ядерного оружия.
Повышение уровня моря, сдвиги почвенных слоев и штормы, — все это вновь вызывает озабоченность относительно прочности «ядерного гроба» и его способности предотвращать утечку радиоактивных отходов. Согласно появившимся сообщениям, на верхнем куполе уже образовались трещины, и местное правительство опасается, что следующий шторм может разломить бетон. Кроме того, составленные модели движения подземных вод свидетельствуют о том, что морская вода, скорее всего, доходит до кратера. Однако пока не ясно, какое количество ядерных отходов может просачиваться через неукрепленное дно этого кратера в Тихий океан, а также в грунтовые водоносные слои.
Хотя правительство Маршалловых островов сегодня понимает остроту этого вопроса, у него нет ни денег, ни экспертизы, необходимых для проведения очистных работ и изолирования хранилища ядерных отходов. Таким образом, местное правительство оказалось бессильным, тогда как эти тропические острова продолжают загрязнять смертельно опасными ядерными отходами свои коралловые рифы.
Тревор Нейс — постоянный автор журнала «Форбс», имеет докторскую степень в области геологии.