Асахи симбун (Япония): Россия начала вкладывать всю душу в прием иностранных туристов

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия стремится к расширению экспорта не только товаров, но и услуг, и в последнее время она уделяет большое внимание приему иностранных туристов. Когда проходил ЧМ по футболу, страна продемонстрировала большой прогресс в этой сфере, однако, как пишет Мититака Хаттори, она все еще уступает мировым туристическим державам, по-прежнему показывая достаточно слабые результаты.

Туристический бюджет России испытывает дефицит

Прием иностранных туристов — одна из сфер, которой администрация Путина в последнее время уделяет особое внимание. Ранее Россия в основном занималась экспортом продукции, напрямую связанной с природными ресурсами: нефть, газ, уголь и металлы. 

В дальнейшем РФ хочет увеличить экспорт промышленной продукции, обладающей высокой добавочной стоимостью, а также расширить экспорт не только товаров, но и услуг. В рамках этой программы одной из задач является экспорт туристического сервиса, другими словами, увеличение числа иностранных туристов. 

У России появилось такое желание не просто так. Если сравнивать экспорт (деньги, которые иностранные туристы тратят в России) и импорт (деньги, которые россияне тратят за границей) российских туристических услуг, то можно заметить, что импорт намного превосходит экспорт, и бюджет находится в постоянном дефиците. 

Кроме того, особенность российского экспорта туристических услуг заключается в том, что бизнес и личные путешествия занимают примерно равное положение. При этом, что касается импорта, то там превалируют личные путешествия. Это означает следующее: россияне едут за границу отдыхать, а иностранцы в основном приезжают в Россию по бизнесу, то есть она не привлекательна с точки зрения туризма. 

По количеству иностранных туристов в период с 2011 по 2015 годы Россия была на девятом месте в мире, но в 2016 году она оказалась на 15 месте. В рейтинге стран-экспортеров туристических услуг в 2013 году Россия находилась на 17 месте, но в 2016 году она опустилась на 26 место. 

Экспорт российских туристических услуг стагнирует, в то время как импорт (поездки россиян за границу) растет, несмотря на провалы в периоды экономического кризиса. 

Кстати, по несколько устаревшим данным за 2014 год, рейтинг стран, куда хотели бы отправиться россияне, был следующим: Франция 8%, Италия 8%, Турция 7%, Египет 6%, Таиланд 5%, Испания 4%, Германия 3%, Греция 3%, Великобритания 2%, Болгария 2%, Китай 2%, Индия 2%, Япония 2%, США 2%. 

Особенность России в том, что помимо основных европейских стран, популярностью пользуются пляжные курорты (Турция и Египет входят в список именно по этой причине). В России длинные и суровые зимы, поэтому люди стремятся к южному солнцу. 

Причины стагнации экспорта туристических услуг

Я считаю, что у России хороший туристический потенциал. По данным на июль 2018 года, в России 17 объектов культурного наследия и 11 объектов природного наследия. Всего в списке мирового наследия ЮНЕСКО числится 28 российских объектов, что является девятым показателем в мире, однако число иностранных туристов не растет, и на это есть несколько причин. 

Во-первых, можно назвать географический фактор. До Москвы добраться из-за границы непросто, а доехать в какой-нибудь российский регион из столицы еще сложнее. 

Если дело касается природного наследия, то, как правило, оно находится где-то в глуши, поэтому самому добраться туда — задача непосильная. 

Также есть погодные препятствия. Например, Токио и Киото иностранные туристы могут посещать круглый год. Тем не менее в холодной России в длинную и суровую зиму туристы практически исчезают. Существует колоссальная разница между высоким и низкими сезонами, поэтому сложно поддерживать туристический бизнес на стабильном уровне. 

Кроме того, меня печалит то, что российские города однообразны и унылы. Безусловно, церкви очень красивы, но это единичные постройки. Не стоит надеяться увидеть средневековые кварталы в их первозданном виде, как в большей части Европы. Из-за этого туристическая привлекательность снижается. 

Кроме того, в России мало интересного с точки зрения гастрономической культуры, и это также негативно отражается на туризме. Можно пойти в дорогой русский ресторан, отведать там ожидаемые блюда национальной кухни, и не будет никаких проблем, но, как я отметил в своей статье «Сфера общественного питания в России и поддельная японская кухня», в России крайне мало видов региональной кухни. Сложно привлекать туристов в Россию, мотивируя их тем, что они могут поехать в город N и отведать там местных деликатесов. 

Более того, раньше иностранных туристов отпугивали аэропорты, в которых был полный хаос, такси, в которых могли обобрать, космические цены на гостиницы, несмотря на бедность, плохое знание английского языка россиянами и так далее. Но постепенно эти проблемы были решены, и во время ЧМ по футболу в 2018 году Россия продемонстрировала большой прогресс в области приема иностранных туристов. Осталось только упростить систему получения виз. 

Изучим дополнительные данные

Расшифруем дополнительные данные о проблемах туризма в России. 

Основная масса иностранных туристов сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге. Других мест, привлекающих мощный поток туристов из-за рубежа, нет, и это весьма прискорбно. Хотя Приморский край и Владивосток, расположенный недалеко от Японии, демонстрируют определенные успехи. 

Краснодарский край и Крым воспринимаются в качестве туристических мест, однако эти регионы посещают в основном россияне. Малочисленные иностранцы — это по большей части граждане бывших советских республик. 

В Краснодарском крае и Крыму находятся пляжные курорты, редкие для постсоветского пространства, поэтому для россиян, живущих в холодном климате, это райское место, однако для иностранцев они малопривлекательны (там частенько бывает прохладно; пляжей больше галечных, а не песчаных). Вряд ли число иностранцев в этих регионах увеличится. 

Кроме того, в Московской области много тематических парков и других мест отдыха, поэтому она находится в верхней части списка, однако такие парки больше ориентированы на местных жителей, а не на иностранцев. 

По данным опроса российских туристических компаний в 2017 году, доля доходов от иностранцев составляла всего 10% от общего объема продаж. Туристическая сфера скорее возлагает больше надежд на рост числа российских туристов, а не зарубежных. 

Опираясь на статистические данные за 2017 год, можно провести анализ числа иностранных туристов, посетивших Россию, и числа россиян, отдыхавших за рубежом.

Здесь стоит упомянуть об Абхазии, которая борется за независимость от Грузии. Нужно отметить, что в отличие от международного сообщества, Россия признала независимость этой страны. Абхазия — живописный край, простирающийся вдоль Черного моря, поэтому ее стоит учитывать при разговоре о «русских и туризме». 

Больше всего Россию в туристических целях посещают украинцы. За Украиной следует Казахстан и другие бывшие советские республики. Скорее всего, белорусских туристов также много, однако между Россией и Белоруссией нет паспортного контроля, поэтому статистические данные занижены. 

Между тем я сомневаюсь, что туристы из СНГ тратят в России много денег. Большинство из них останавливается у знакомых или друзей. Другие едут вообще по работе. 

Что касается туристов не из постсоветских стран, то в последнее время резко выросло количество китайцев: они находятся на первом месте. Действительно, группы китайских туристов сейчас встречаются очень часто. 

Из Финляндии и Польши, которые соседствуют с Россией, приезжает много людей за покупками, поскольку рубль подешевел, поэтому их с натяжкой можно отнести к полноценным туристам. 

В 2017 году в Россию приехало более 100 тысяч туристов из Японии, которая заняла 27 место. В свою очередь, Японию посетило 65 тысяч россиян. Соответственно в рейтинге популярных в России стран Япония находилась на 48 месте. 

В феврале 2017 года министерства по туризму России и Японии приняли программу совместной деятельности на период с 2017 по 2019 год. Одна из задач состояла в том, чтобы в 2019 году увеличить взаимообмен до 250 тысяч человек. Удастся ли достичь эту цель?

Программы и проекты, разрабатываемые администрацией Путина

Итак, несмотря на то, что ЧМ по футболу 2018 года оказал позитивное влияние, Россия все же уступает мировым туристическим державам, показывая слабые результаты в области приема иностранных туристов. Администрация Путина пытается наверстать упущенное. 

Обычно когда в России ставятся политические задачи, готовится большое количество соответствующей документации. Что касается туристической сферы, то в мае 2014 года была принята Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. Предполагается, что на днях будет опубликована новая программа развития до 2035 года. 

Кроме того, в мае 2018 года была разработана Новая федеральная целевая программа развития внутреннего и въездного туризма на 2019 — 2025 годы. Более того, в соответствии с федеральным проектом «Экспорт услуг», одобренным в ноябре 2018 года, экспорт туристических услуг должен быть увеличен с девяти миллиардов долларов в 2017 году до 15,5 миллиардов в 2024 году. 

Тем не менее Россия также отличается и тем, что для нее свойственна бурная активность на начальном этапе, которая постепенно сходит на нет, и многие проекты так и остаются только на бумаге. Я буду следить за тем, преуспеет ли Россия в развитии въездного туризма. 

Обсудить
Рекомендуем