В мире продолжаются разговоры о возможной военной конфронтации между США и Ираном в водах Персидского залива. В последние годы напряженность между странами достигла пика, особенно после решения администрации президента Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном, которая считается худшим соглашением в истории.
Иранский режим осмелился сбить американский военный самолет, находящийся в международном воздушном пространстве. Действия Тегерана подвели противостояние к краю пропасти, а тем временем мир приготовился к военному удару США, который привел бы в чувство лидеров иранского режима. Американцы настроились на нанесение военного удара, но в последнюю минуту президент Трамп отказался атаковать три военных объекта на территории Ирана. Американский президент объяснил свой отказ возможными жертвами среди гражданского населения.
На самом деле оправдания президента США выглядят неубедительно. Иранский режим несет ответственность за гибель миллионов мирных жителей в арабских странах, а также многих тысяч мирных жителей по всему миру, которых он убил своими милициями, поддерживаемыми фундаменталистскими группировками и суннитскими или шиитскими террористическими организациями. Иранский режим причиняет вред собственному народу на протяжении четырех десятилетий, а также использует его в качестве «заложника» в отношениях с другими странами. Следует отметить, что президент Трамп стремится баллотироваться на второй президентский срок, но он не пользуется такой популярностью у американских избирателей, как его оппоненты-демократы, которые стремятся к развязыванию войны, поэтому он пытается доказать, что есть альтернативный вариант решения проблемы.
Трамп наложил на иранский режим больше санкций, чем любой другой американский президент за последние четыре десятилетия. Однако после отказа от ответных мер в отношении Ирана после атаки по американскому военному самолету Трамп стал объектом критики. Многие люди задаются вопросами: в чем разница между Трампом и бывшим президентом Обамой, которого он часто называл слабым и нерешительным в обозначении красных линий? Почему нынешний американский президент не реагирует на их нарушение? Прав ли Трамп в решении выйти из ядерного соглашения, не считая его лучшим и единственным средством для борьбы с иранским режимом, равно как и со своими оппонентами-демократами?
Иранский режим хочет войны, которая сохранит его лицо и убедит весь мир в том, что с ним нельзя бороться, кроме как через ядерное соглашение, и что он не пойдет ни на какие уступки, кроме той, что предусмотрена ядерной сделкой. Это опасный политический сигнал всем странам о том, что они должны смириться с политикой иранского режима как с неизбежной реальностью. Иран не откажется от баллистических ракет и вмешательства во внутренние дела арабских стран, а также не отступит от поддержки терроризма и распространения его в регионе и мире. Он не станет признавать старые международные законы и не горит желанием присоединиться к международному сообществу, но хочет продолжить навязывать миру выгодные ему условия.
Если американцам не удастся навязать свое видение и стратегию иранскому режиму, то другие страны станут с недоверием относиться к администрации США, которая до сих пор демонстрировала силу во всех важных делах по всему миру. На сегодняшний день многие страны наблюдают, анализируют и переосмысливают деятельность американской администрации в управлении кризисами, а также возможности и силу Америки в целом.
Иранский режим стремится противостоять конфронтации, не желая столкнуться с еще более разрушительными последствиями как после введения американских санкций, которые исчерпали его ресурсы, но тем не менее он все еще стремится расширить свое влияние в регионе и мире. Таким образом, иранские ополченцы переместились из Йемена в Ирак, а также в Сирию и Ливан, несмотря на страх Ирана перед прямой конфронтацией с Израилем.
Является ли отказ США от ответного удара приготовлением к широкомасштабной конфронтации в будущем? Трамп стремится к переизбранию на пост президента в следующем году, поэтому он предпочитает противостоять слабому и истощенному, а не сильному режиму, у которого все еще есть на руках козыри. Другой вопрос, получит ли Иран контроль над Персидским заливом, Ормузским проливом и Оманским заливом? Другими словами, сможет ли иранский режим взять под контроль треть мировых поставок энергоносителей, несмотря на огромный ущерб, который он нанесет всем странам, народам и отдельным лицам? Необходимо найти более эффективные и менее затратные способы противостояния Ирану, хотя это кажется невозможным.
Вызывает сожаление тот факт, что ООН и ее позиция по йеменскому кризису помогают иранскому режиму распространять терроризм и наносить удары по Саудовской Аравии с помощью баллистических ракет и дронов. Саудовская Аравия и арабская коалиция не будут соблюдать международные законы и будут реагировать на любые нарушения надлежащим образом, мы способны защитить свои интересы, суверенитет и население.
Страны Персидского залива — союзники США и западных стран. Это один из элементов их политической, экономической и военной мощи. Они продолжат свою успешную политику, но им необходимо больше, чем просто слова и заявления американских или западных союзников. Страны Персидского залива понесли большие потери из-за враждебной политики Ирана в отношении их безопасности и стабильности, но при этом они продемонстрировали высокую сдержанность и приверженность международным уставам и договорам. Однако их терпение практически достигло предела из-за игнорирования иранским режимом международных институтов и международного сообщества.
Не следует забывать, что политические тайны не появляются в средствах массовой информации, особенно когда речь идет о принятии решения о начале военных действий или крупной конфронтации. Государство, раскрывающее все свои карты, является слабым государством, которому либо нечего терять, либо оно не относится серьезно к заявленной стратегии. Администрация Трампа продолжает демонстрировать беспрецедентную серьезность в противостоянии иранскому режиму. Тем не менее, существует вероятность отказа от конфронтации на последних этапах, поэтому Трамп транслирует ложные сообщения иранскому режиму, его последователям и сторонникам по всему миру.
Защита международных судоходных путей и обеспечение поставок энергоносителей является главной задачей не только государств Персидского залива, но и всех мировых держав и международных институтов, и, следовательно, они должны совместными усилиями противостоять последствиям.
Американо-иранское противостояние — это третья война в Персидском заливе. Если иранский режим не изменит свое поведение и стратегию, то война, несомненно, разразится.