Вы следили за тем, что происходит в России в последние несколько недель? Пока американцы и израильтяне по вполне обоснованным причинам уделяли основное внимание другим вопросам, десятки тысяч людей вышли на улицы Москвы, чтобы потребовать демократии. И это именно тогда, когда Владимир Путин якобы обдумывает шаги, которые обеспечат ему возможность остаться у власти навсегда.
И хотя нынешние протесты в Москве еще не достигли такого накала, как в 1917 году, куда ни посмотри — везде происходят революции русских.
Возьмем Израиль, где в очередной раз русские вмешиваются в выборы. Только на этот раз имя организатора — не Владимир Путин, а Авигдор Либерман (Avigdor Liberman), лидер партии Исраэль Бейтену («Наш дом Израиль»), сторонниками которого являются в первую очередь ветераны великого исхода из бывшего Советского Союза в Израиль в конце XX века — массовой эмиграции, которую гордо поддерживали американские евреи. Цель Либермана заключается не в том, чтобы, как Путин, разделить и подчинить, а в том, чтобы собрать правительство единства, которое революционизировало бы израильскую политику.
Мне нелегко поверить в Либермана. Скажем так, когда я о нем думаю, первое, что крутится на языке — отнюдь не слова «либеральная демократия». Они с Натаном Щаранским (Natan Sharansky) — это Бен-Гурион (Ben Gurion) и Жаботинский, только набранные кириллическим шрифтом (Давид Бен-Гурион и Владимир Жаботинский — основатели государства Израиль, получившего официальный статус лишь в 1948 году — прим. ред.). И если Щаранский считает главной задачей создание более широкой коалиции, Либерман является ультранационалистом, и его идеология преобладает среди так называемых "олимов", то есть евреев, приехавших из России. Как известно, их в Израиле более миллиона (15% израильского электората), и они демонстрируют всю свою политическая мощь.
Русскоязычные израильтяне являются одновременно и националистами, и абсолютно неверующими — из них мало кто получил в СССР традиционное иудейское воспитание, и многие не являются галахическими евреями. Именно из-за того, что Либерман так далек от религиозных традиций, он стал неожиданным, но желанным союзником для многих израильтян, которые устали от засилья ультраортодоксальной идеологии в своей частной жизни. Он смело перекроил политическую карту Израиля, воспользовавшись не традиционными разногласиями между «ястребами» и «голубями», а расхождениями между ультраортодоксальными и прогрессивно мыслящими евреями. В результате он приобрел союзников в таких неожиданных районах, как Верхний Вест-Сайд, Тель-Авив и другие анклавы еврейского прогрессизма, где люди опасаются чрезмерного влияния представителей раввината и антидемократических тенденций, которые характеризуют последние этапы правления режима Нетаньяху.
И в Америке, где Владимир Путин продолжает подрывать основы нашей демократии, Россия также оказывает большое влияние на процесс объединения евреев. Точно так же, как полвека назад американские евреи объединились в борьбе за права советских евреев, крестовый поход против путинизма, представляющего величайшую опасность для демократии во всем мире, может снова объединить американских евреев, увидевших перед собой новую цель.
В этой антироссийской революции должны принимать участие обе партии. Если бы не противодействие сенатора Митча Макконнелла (Mitch McConnell), который недавно помешал провести голосование в защиту выборов в США, двухпартийная поддержка была бы обеспечена, как это было в 2017 году, когда обе палаты Конгресса почти единогласно одобрили введение жестких санкций против Москвы.
Каким же образом евреи могут объединиться для борьбы с нашим общим врагом? Мы написали книгу о том, как бороться с русской революцией XX века. И сейчас чтобы помешать реализации гегемонистских замыслов Путина, нам просто нужно воспользоваться той же самой стратегией.
Мы можем начать с протеста против всего, что связано с Россией — против их посольства, консульств, даже против того, что представляет их культуру — от хоккейных команд до балета Большого театра. Пора задуматься. Эй, американцы, вы когда-то выразили свое недовольство французами, заменив упоминание Франции в названии жареной картошки-фри словом «свобода» (после того, как французы в глазах американцев опозорились со своей политикой в отношении Ирака, в ресторане Конгресса США переименовали жареную картошку-фри French fries и стали называть ее freedom fries — прим. перев.). Как насчет бойкота русской заправки для салатов?
Говоря о бойкотах, некоторые предлагают отказаться от туристических поездок в Польшу, учитывая решительный отказ польских лидеров признавать обвинения в том, что Польша участвовала в Холокосте. Но если еврейские туристы хотят бойкотировать какую-то страну, то самая большая вина лежит на России. Она больше других виновна в нагнетании ненависти, охватившей и отравляющей наш мир, в подавлении свободы слова, распространении коррупции в СМИ и искажении правды, в убийстве невинных людей, создании культа личности, продолжающихся и пока еще не пресеченных посягательствах на одну из самых больших американских святынь — неограниченное право голоса. Лично я, например, и не подумаю ехать в эту страну, на родину моих бабушек и дедушек, пока Владимир Путин продолжает выплескивать свою злобу по всей планете.
Я не поддерживаю некоторые бойкоты, например, такие как БДС (всемирная кампания финансового и политического давления на Израиль в виде бойкота, дивестиций и санкций — прим. перев.). Но не следует забывать, что именно поправка Джексона-Вэника, в которой вопросы торговли непосредственно связаны с вопросом еврейской эмиграции, лишила Россию ее статуса страны, пользовавшейся режимом наибольшего благоприятствования, и стала ключевым фактором, приведшим к окончательному распаду Советского Союза. Представьте себе, чего может достичь сплоченная американская еврейская община, если мы лишим Путина долларовых потоков, поступающих благодаря нашим туристам, и при этом будем выступать за принятие законов о введении санкций против этой империи зла за ее посягательства на нашу демократию.
Когда Эли Визель (Elie Wiesel) занялся вопросом о положении евреев в СССР, в своей книге «Евреи молчания», вышедшей в 1965 году, он призвал евреев объединиться, чтобы противостоять авторитаризму и поддержать слабых, потому что когда мы это делаем, мир прислушивается. Когда Натана Щаранского в 1986 году освободили из ГУЛАГа (так в тексте — прим. перев.), в Воскресенье солидарности (ежегодный день протеста, который для евреев был чем-то вроде третьего из «Дней трепета») он собрал у небоскреба Уан Даг Хаммаршельд (Dag Hammarskjöld Plaza), расположенном у здания ООН, 300 тысяч человек. Как рассказывает в своей книге об истории еврейского движения в СССР «Когда за нами придут, нас здесь не будет» (When They Come for Us, We'll Be Gone) Гэл Бекерман (Gal Beckerman), Щаранский просил поддержать не только евреев, которых пока не выпускают, но и других правозащитников. «Как сионист и еврей, я поддерживаю всеобщую справедливость, призыв с Синая», — заявил он.
Сейчас, как и тогда, на карту поставлено очень многое. Москвичи выходят на улицы, чтобы защитить демократию в России. А в Израиле те русские евреи, которых американские евреи помогли освободить лет 40 назад, мгновенно выразили готовность спасти еврейское государство от превращения в нелиберальную теократию, которую Либерман называет «галахическим государством».
А мы в Америке готовы к действиям, которые могут стать либо последней битвой либеральной демократии, либо ее звездным часом. Если мы объединимся против путинизма, то сможем победить. Еврейская община, гордая и единая, может вновь возглавить борьбу за права человека и свободу. И мы опять сможем стать для русского тирана самым страшным кошмаром.
Куда ни посмотри — всюду время революций.