«Если Росатом пригласят участвовать в польском тендере на строительство атомной электростанции, мы рассмотрим этот вариант», — сказал в сентябре 2016 года генеральный директор компании Росатом-Атомэнергопромсбыт Дмитрий Суханов. Это заявление в интервью крупнейшему польскому информационному агентству во время экономического форума в Крынице стало началом медийной кампании в стране. Представители России присутствовали на панельных дискуссиях форума, стремились выступить в польских СМИ. Однако они до сих пор не получили и, по всей видимости, не получат приглашения к участию в польской программе.
Мечты об атоме
Строительство атомной электростанции в Польше — мечта сторонников этого вида энергетики со времен социализма. В 80-е годы возник проект электростанции по советской технологии в Жарновце, но он потерпел крах после экономического коллапса Польской народной республики. Когда период болезненных экономических реформ 90-х подошел к концу, этот замысел уже не возродился. Тем самым Польша оказалась своего рода феноменом в регионе: атомные электростанции, построенные по советской технологии при коммунистах, есть и в Чехии, и в Словакии, и в Венгрии.
Сейчас в Польше существует официальная ядерная программа, принятая в 2014 году. «В связи с потребностями польской энергетической системы и условиями, вытекающими из политики ЕС, приоритетным для Польши является развитие собственных мощностей по производству электроэнергии», — подчеркивает министерство энергетики. Согласно правительственным документам, страна намерена запустить свой первый ядерный реактор в 2033 году и каждые следующие два года вводить в эксплуатацию новый, чтобы к 2043 их было шесть. АЭС должна восполнить пробел на энергетической карте Польши в северо-восточной части страны. Таким образом планируется обеспечить 20% польских потребностей в энергии.
Использование именно атомной энергии важно как с точки зрения климатической политики Евросоюза, так как при использовании этой технологии не выделяется углекислый газ, так и с точки зрения стабильности поставок, поскольку она может дополнять непредсказуемые возобновляемые источники. Однако Польша по-прежнему не объявила тендер и не приняла проект энергетической политики, поэтому сохраняется неопределенность: действительно ли эта задумка воплотиться в жизнь.
Заманчивое предложение
Росатом располагает безопасной технологией ВВЭР, не имеющей ничего общего с реакторами РБМК, известными по чернобыльской катастрофе. Он предлагает потенциальным партнерам финансовое участие: например, в Венгрии вместе с проектом нового реактора в Пакше российское правительство предоставило кредит до 10 миллиардов евро. Этот проект оценивается в 12 миллиардов евро и должен завершиться введением в эксплуатацию двух реакторов в 2024 и 2025 годах. На первый взгляд, такго рода сотрудничество — это очень соблазнительное предложение, однако оно вызывает у польской стороны опасения.
Неслучайно Чехия и Украина совместно с американцами ищут замену российскому ядерному топливу, несмотря на то, что она потребует технического переоснащения реакторов и дорогостоящих инвестиций. Эти страны заинтересованы в уходе от российского поставщика, сотрудничество с которым чревато политическими последствиями, как и любая экономическая зависимость от России. В таком стратегическом секторе, как энергетика, это особенно важно: ведь российские строители электростанции имели бы доступ к данным и к кадрам, что, естественно, смущает поляков.
Электростанция или российская база?
К этому прибавляются и другие опасения. Строительство Росатомом электростанции в Островце (Белоруссия) стало предметом серьезной дискуссии с участием Польши и Литвы. Литовцы опасаются несоблюдения технологических стандартов, которое могло бы привести к экологической катастрофе. Во время строительства в Островце произошел опасный инцидент, когда при перевозке упал корпус ядерного реактора, и лишь под международным давлением россияне согласились заменить его новым.
Итак, вероятнее всего, участие Рсатома в польской ядерной программе будет невозможным. Причины этого — фундаментальные расхождения в политике безопасности Польши и Российской Федерации, а также восприятие этой компании не как привлекательного бизнес-партнера, а как орудия реализации сомнительных политических целей государства, которое за ним стоит.