Интервью с бывшим министром обороны Польши, сотрудником Академии военного искусства Ромуальдом Шереметьевым (Romuald Szeremietiew).
Tygodnik Solidarność: Недавний обмен заключенными между Украиной и Россией выглядит знаком, что отношения между двумя странами налаживаются, хотя они до сих пор находятся в состоянии войны. В первую очередь это событие работает на улучшение имиджа Москвы. С другой стороны, она уже несколько лет подряд регулярно устраивает масштабные военные учения. Россияне готовятся к большой войне?
Ромуальд Шереметьев: Я уже много раз говорил, что Россия — терпеливый агрессор. Она была агрессором, остается им и будет проводить такую политику в будущем, ее стремление напасть — фактор постоянный. Одновременно она, бесспорно, умеет быть терпеливой и сохранять умеренность во всех областях, которые для нее наиболее важны. Я говорю о военных действиях, а также о политической и пропагандистской сфере. Интенсивные учения российских вооруженных сил могут свидетельствовать о том, что они готовятся к войне, однако, у России еще не было возможности ее развязать. Именно поэтому она не вторглась на Украину. С российской точки зрения, для захвата украинского государства пока нет подходящих условий, прежде всего политических. Кремль наверняка рассчитывал на то, что на Украине развалятся государственные структуры, рухнет власть. К счастью, украинцы показали, что этого не будет, что несмотря на трудности их страна способна выстоять, остаться сплоченной и достаточно сильной, чтобы захватывать ее россиянам было невыгодно. Не стоит, однако, забывать, что тлеющая на Украине война может в любой момент превратиться в открытый конфликт, после которого это государство прекратит существование.
— Россия проводит свою историческую политику, стремясь изменить образ начала Второй мировой войны, стереть из памяти советское нападение на страны Балтии и Польшу. Эти пропагандистские шаги выглядят вполне успешными.
— Она действительно старается проводить такую политику, но на этом направлении она ничего не добьется, поскольку правда очевидна. Ложь должна включать в себя хотя бы какие-то элементы правды, а то, что рассказывает Россия, просто не имеет ничего общего с реальностью. Максимум, что она могла бы делать, замалчивать тему начала войны. Возможно, россияне добились бы больших успехов, если бы не Польша, которая стоит на страже правды и проводит свою историческую политику, а при этом не зависит от Москвы, как раньше, когда мы были частью Восточного блока. Исказить историю, скрыть факты невозможно, в этой сфере шансов у россиян нет.
— Когда мы входили в состав Восточного блока, проводить свою политику мы не могли, а сейчас отчетливо видно, что России хотелось бы возродить империю времен существования Советского Союза в границах середины XX века. Способна ли она это сделать?
— Разумеется, ей бы этого очень хотелось, поэтому она придумывает разные геополитические проекты и продвигает идеи о создании единого евразийского сообщества от Владивостока до Лиссабона. В этом сообществе она хочет играть ведущую роль при поддержке Германии и в меньшей степени Франции. Кремль продолжает искать союзников для этого проекта, и ситуация была бы уже гораздо более серьезной, если бы не Польша, а также страны Восточной и Центральной Европы, которые выступают против такой перспективы и мешают Москве воплотить ее мечту в жизнь. Если из Европы уйдут американские военные, Польша и страны Балтии окажутся в очень сложном положении: мы будем находиться между двух союзников, один из которых планирует экспансию, которой мы мешаем.
— Готова ли Польша и страны Балтии к возможной войне с Россией? Можем ли мы рассчитывать на помощь союзников?
— Мы не готовы к войне, но, к счастью, обстоятельства не располагают к тому, чтобы Россия решилась ее развязать. Следует, однако, ясно сказать, что перевес военных сил отнюдь не на нашей стороне, поэтому нам приходится рассчитывать на союзы, а насколько они надежны, как мы не раз убеждались в прошлом, можно узнать только в кризисных ситуациях. Мы состоим в НАТО, также есть американцы, которые укрепляют у нас свою позицию, и это очень хорошо. Вопрос в том, насколько наши союзники заинтересованы в защите Польши, в том, чтобы она продолжала существование. Для американцев наша страна, к счастью, очень важна. Пока здесь находятся американские войска, мы можем надеяться, что Россия не станет наносить удар на этом направлении. Однако от своих великодержавных планов она все равно не откажется.