Этот исследовательский центр, где в частности проводятся работы над вирусом Эбола, является одним из двух учреждений в мире, хранящих вирус оспы.
В понедельник в российском центре вирусологии и биотехнологий «Вектор» произошел взрыв и начался пожар.Речь идет об одном из двух учреждений в мире, где хранится вирус оспы. Во вторник российские власти опровергли возможность заражения, заверив, что в пострадавших помещениях не хранилось никаких опасных субстанций.
Москва уверяет, что никакой опасности нет. В понедельник в российском центре вирусологии, который является одной из двух единственных в мире структур, где до сих пор хранится вирус оспы (официально она была уничтожена в 1977 году), прогремел взрыв и начался пожар. Хотя во вторник власти опровергли угрозу заражения, инцидент в подобном учреждении все равно вызывает тревогу. Существует ли угроза утечки вируса? Давайте разберемся.
Что произошло?
В понедельник появились сообщения о взрыве и пожаре в российском центре вирусологии и биотехнологий «Вектор» в Кольцеве под Новосибирском (третий по величине город России — 1,5 миллиона человек). По данным Роспотребнадзора, взрыв был вызван газовым баллоном: он привел к пожару и ранению одного из сотрудников. Несколько окон были разбиты, но само здание не пострадало, отметили власти, уточнив отсутствие выбросов опасных веществ.
Над чем работает лаборатория?
«Исторически это была советская лаборатория биологического оружия. Как сообщается, она была закрыта и переоборудована под разработку вакцин, но у нас нет точных сведений», — объясняет вирусолог Национального центра научных исследований Фредерик Танжи (Frédéric Tangy). По его словам, «Вектор» является одной из двух лабораторий в мире (вместе с американским Центром по контролю и профилактике заболеваний в Атланте), где хранится вирус оспы.
«Сложно сказать, как сегодня работает лаборатория, и какова именно природа ее деятельности. С точностью можно говорить лишь о той ее части, которая посвящена вирусу оспы», — отмечает Эрве Рауль (Hervé Raoul) из лионской лаборатории P4 Inserm. «Работа над оспой четко прописана в соответствующих международных соглашениях. Лаборатория выполняет архивную функцию, и исследовательская деятельность в этой сфере не ведется. ВОЗ проводит ежегодные инспекции», — добавляет он. «Помимо оспы, в лаборатории содержатся вирус Эбола, ВИЧ и сибирская язва», — говорит Фредерик Танжи. Эрве Рауль не уверен, что «кому-то точно известно, над какими проектами и вирусами работают в России».
Какова потенциальная опасность?
«Пожар в зоне нахождения вируса — практически хорошая новость, потому что он убивает патогены. Если он затрагивает территорию, где находится оборудование по обеспечению безопасности лаборатории, все сложнее, но это не обязательно катастрофа», — уверяет Эрве Рауль. По его словам, «серьезного риска нет, а заражение маловероятно».
Что произойдет в случае заражения?
Если был затронут один из потенциально опасных объектов, первая мера — это «проведение "кольцевой" вакцинации, то есть сотрудников лаборатории, их близких, всего населенного пункта и окрестных городов», — объясняет Фредерик Танжи, уточняя, что именно такой метод позволил победить оспу в 1977 году.
Кстати говоря, в этом и заключается один из факторов риска происшествия: «Сегодня людям больше не делают прививки, поскольку считается, что вирус был уничтожен. Но если он вернется, у людей не будет защиты». Как считает специалист, единственная опасность заключается в том, что зараженный человек может сесть в самолет: «Никто не проводит проверок, поскольку считается, что вирус был уничтожен. В результате этот человек может передать вирус, а тот распространяется очень быстро».
Идет ли речь об отдельном инциденте?
Лаборатория «Вектор» — не единственный опасный российский объект, где происходили инциденты. В начале июня несколько человек получили ранения после трех взрывов на заводах и складах боеприпасов в центре и на юге России. В начале июля 14 российских моряков погибли в результате таинственного пожара на атомной подлодке в северных водах. Власти окружили происшествие завесой тайны, но заверили, что реактор судна не пострадал.
В августе в ходе испытания нового оружия на северном полигоне произошел ядерный взрыв, унесший жизни как минимум пяти человек. По словам властей, происшествие привело к кратковременному повышению радиационного фона. «В России все чаще происходят происшествия на опасных объектах. Там принимаются не все нужные меры, а инфраструктура не всегда хорошо работает. Несчастный случай в такой лаборатории означает неэффективное управление и пробелы в безопасности», — делает вывод Фредерик Танжи.