Высокопоставленный анонимный источник в российских вооруженных силах прокомментировал нападение на Саудовскую Аравию и тот факт, что средства противовоздушной обороны американского производства не смогли ему противостоять. Якобы американские системы «Пэтриот», «Иджис» и радары, цель которых — защитить саудовское небо, на самом деле не в состоянии этого сделать и не соответствуют заявленным характеристикам.
«Благодаря США на территории Саудовской Аравии в последние годы была развернута мощнейшая система ПВО в регионе, имеющая сплошное радиолокационное поле. Северную границу Саудовской Аравии сейчас прикрывают 88 пусковых установок комплексов „Пэтриот", из них 36 имеют модификацию PAC-2 и еще 52 новейшие PAC-3. В Персидском заливе у берегов Саудовской Аравии находятся три эсминца ВМС США, оснащенные системой ПРО „Иджис" и имеющие на вооружении 100 ракет модификации SM-2. Но разрекламированные американцами ЗРК „Пэтриот" и „Иджис" не соответствуют заявляемым характеристикам: у них низкая эффективность борьбы с малоразмерными воздушными целями и крылатыми ракетами», — заявил источник.
«Они попросту не готовы к отражению массированного применения противником средств воздушного нападения в реальной боевой обстановке. Оправдания Госсекретаря США Майка Помпео, по словам которого, даже лучшие средства ПВО иногда не срабатывают, можно было бы принять, если бы речь шла об одном комплексе „Пэтриот". Но не в случае Саудовской Аравии», — заявил российский источник, намекая на то, что дроны и крылатые ракеты с легкостью обошли всю «мощную» саудовскую систему ПВО, и это подтверждает ее неэффективность.
Разумеется, не будет сюрпризом, если Россия попробует воспользоваться этой ситуацией и предложит Саудовской Аравии свои комплексы, которые, по словам россиян, являются значительно более эффективными (хотя и они на самом деле ни разу не подтвердили это в реальной боевой обстановке, не говоря уже о ситуации, которая возникла недавно на востоке Саудовской Аравии).
На самом деле все очень просто. Саудовцы потратили миллиарды и миллиарды долларов на, как оказалось, совершенно бесполезные системы. Саудовцы оказались в крайне трудном положении. Но не они одни. Возможно, еще хуже положение США, точнее американского военно-промышленного комплекса. Как он собирается привлекать новых «клиентов» оружием, которое не работает? А ведь это оружие было разрекламировано как чрезвычайно эффективное, в том числе в случае подобных нападений.
Поэтому (хотя, разумеется, не только) США заинтересованы в том, чтобы свалить всю ответственность на более передовой Иран. Ведь если окажется, что удар действительно нанесли йеменские хуситы (а они, бывают, даже в бой идут босыми!), это послужит для американской оборонной промышленности самой негативной рекламой за всю историю.
Я напомню, что речь идет об огромной индустрии. По данным на 2017 год, США экспортировали оружия на 222,6 миллиардов долларов. Далеко позади на втором месте по экспорту вооружений стоит Россия с «всего» 37,7 миллиардами долларов.
Также чрезвычайно интересен тот факт, что именно Саудовская Аравия является крупнейшим импортером оружия в мире. Она опередила даже Индию, которая на протяжении многих лет оставалась крупнейшим импортером оружия в мире.
В последнее десятилетие Саудовская Аравия вооружается особенно активно. В этой связи неудивительно, что в 2015 году эта страна решила вступить в войну с Йеменом, чувствуя собственную силу и самоуверенность. Однако через четыре года выяснилось, что у саудовцев не осталось ни сил, ни самоуверенности. Однако никто не решается сказать об этом откровенно все более агрессивному королевству (особенно с тех пор, как его возглавляет молодой и «амбициозный» Мухаммед бин Салман), так как все производители оружия надеются нагреть руки и заработать миллиарды, которые Саудовская Аравия готова потратить на вооружения (вместо, скажем, повышения уровня жизни собственных граждан).
Для России это, разумеется, шанс, который упустить нельзя. Россияне могут зарекомендовать себя как умелые продавцы и попытаться убедить Саудовскую Аравию в том, что этой катастрофы с ней не произошло бы, если бы ее защищали российские зенитные комплексы, прежде всего С-400.
В начале недели в Анкаре президент России Путин встретился с турецким президентом Эрдоганом и иранским президентом Рухани, чтобы поговорить о ситуации в Сирии. Хотя в центре внимания на встрече была сложная ситуация и разные интересы в сирийском Идлибе, Путин не упустил возможности прокомментировать удар, нанесенный по Саудовской Аравии. «Мы готовы оказать соответствующую помощь Саудовской Аравии, а политическому руководству Саудовской Аравии достаточно принять мудрое государственное решение, как это сделали в свое время руководители Ирана, закупив С-300, и так, как сделал президент Эрдоган, закупив у России новейшие комплексы ПВО С-400. Они надежно защитят любые объекты инфраструктуры Саудовской Аравии», — сказал тогда российский президент.
Многие СМИ обратили внимание, как иранский президент Рухани и его министр иностранных дел улыбались, когда Путин «давал советы» Саудовской Аравии. Кое-кто даже считает, что на самом деле Путин иронизировал и своим комментарием хотел немного подшутить над американцами.
И все же, судя по тону, каким говорил Путин, он не шутил. Кроме того, переговоры между Россией и Саудовской Аравией о продаже российских комплексов С-400 королевству уже начались некоторое время назад, и это подтвердила российская компания-производитель — Ростех.
Процесс пошел быстрее после того, как в ноябре 2017 года Москву посетил саудовский король Салман ибн Абдул-Азиз, первый саудовский монарх, который побывал с официальным визитом в России. Тогда россияне о многом с ним договорились, особенно в оборонной сфере (например, о том, чтобы российские автоматы Калашникова производились в Саудовской Аравии).
Хорошие отношения между Россией и Ираном ни для кого не секрет. Обе эти страны подвергаются американскому давлению и санкциям. Кроме того, они сотрудничают в Сирии, поддерживая сирийскую власть (хотя там их интересы не всегда совпадают). Тем не менее Россия себя не ограничивает и параллельно старается выстроить хорошие отношения со всеми игроками на Ближнем Востоке, в том числе с наиболее лояльными американскими союзниками — Израилем и Саудовской Аравией.
Даже в случае Сирии актуален вопрос, с кем Россия общается чаще — с Израилем или с Ираном? Очертания российской геополитической и бизнес-модели на Ближнем Востоке совершенно ясны: Россия сотрудничает со всеми и перехватывает «рынок» у США (в политическом, экономическом и дипломатическом смысле). Идеальный сценарий для России? Мир на Ближнем Востоке, но все вооружены до зубов российским оружием.
В целом этот план не слишком отличается от американского с той лишь разницей, что Россия не совершает военных вторжений (по крайней мере пока) и не меняет режимы.
В этой связи нелегко понять, почему Рухани и Зариф улыбались тогда в Анкаре, когда Путин говорил о том, что Саудовской Аравии нужны российские зенитные комплексы. То ли эта двоица улыбалась, потому что с Путиным заодно, то ли оба они просто думали про себя: «Надо же, он говорит им то же, что и нам…» А, быть может, таким образом они выразили свое одобрение Путину (Эрдоган тоже слегка улыбнулся), который явно знает, как обернуть весьма напряженную ситуацию в выгодную сделку для России.
Разумеется, США будут противиться продаже С-400 саудовцам так же, как противились сделке с турками (и тем не менее Турция приобрела эти комплексы). Некоторые американские аналитики даже сами считают, что эту историю стоит «перевернуть с ног на голову» и заявить, что укрепление отношений между Россией и Саудовской Аравией — это на самом деле хорошо, так как приведет к ослаблению связей между Москвой и Тегераном. Может, так, а может, и нет. В течение короткого промежутка времени Путин очень тепло общается и с израильским премьером Нетаньяху, и с сирийским президентом Асадом, а также с саудовским престолонаследником Мухаммедом бин Салманом и президентом Ирана Рухани.
Все вокруг Путина улыбались, когда он в Анкаре говорил о том, что Саудовской Аравии стоит закупить российские С-400. Причины, заставившие присутствующих улыбаться, могут быть разными, но почему улыбался сам Путин? Потому что он «джокер» в этой игре, из которой в итоге собирается выйти победителем.