The New York Times (США): из России — с восхищением и отчаянием

Когда я был министром иностранных дел России, Америка была маяком нравственной истины. Подвергнув Дональда Трампа импичменту, она сможет стать этим маяком опять

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Когда Андрей Козырев был главой МИД России, Америка для него была маяком нравственной истины. А теперь он в ужасе от Трампа. В первую очередь потому, что его присутствие в Белом Доме дает Кремлю возможность указывать на уродливую сторону американской политики, пишет он на страницах «Нью-Йорк таймс».

США часто играли ключевую роль в моей политической жизни, начиная с тех пор, как 50 лет назад я был студентом факультета международных отношений московского университета.

В то время советская пропаганда широко использовалась для осуждения Ричарда Никсона за то, что он отверг догму Кремля, согласно которой в политике цель оправдывает средства. Никсон во время своей президентской кампании 1960 года утверждал, что американская демократическая система считает нормой нравственную истину, которая позволяет человеку сказать правительству: «Вы можете идти до сих пор, но не дальше». Многие из нас в Советском Союзе думали, что если то, что говорит Никсон, правда, значит, Америка идет по верному пути и делает верный исторический выбор.

Позже Кремль использовал уотергейтский скандал, чтобы поглумиться над приверженностью Никсона — и, соответственно, Америки — нравственной истине, назвав ее не более чем лицемерием. Но то, что выглядело легкой пропагандистской победой, оказалось пирровой победой. Когда республиканцы присоединились к демократической оппозиции Никсона в Конгрессе и заставили его выбрать между отставкой или импичментом, советские диссидентские информационные вестники возразили, заявив, что норма нравственной истины в Америке все-таки существует. И они отметили, что расследование в отношении президента США было инициировано двумя молодыми журналистами, представителями свободной прессы. Кремль не нашел никаких контраргументов, кроме осуждения, и назвал представителей прессы врагами народа, а диссидентов — предателями.

«Железного занавеса» было недостаточно, чтобы заглушить слова нравственной истины, звучавшие из Вашингтона. Постепенно все больше и больше россиян начинали слышать их и прислушиваться к ним. Слова, звучавшие из уст сменявших друг друга президентов, членов Конгресса и многих простых граждан, были отчетливыми и понятными. А когда они подкреплялись искренними попытками соответствовать им и ориентироваться на них, они становились самым мощным оружием в холодной войне. В отличие от ядерных ракет, свобода слова и нравственная истина, которую она доносила, не были элементом борьбы сверхдержав и не была оружием, в равной степени присутствовавшим у обоих соперников. Это было уникальным и существенным преимуществом американской стороны.

Жесткая реакция президента Джимми Картера на военное вторжение России в Афганистан в 1979 году оказала отрезвляющее воздействие на советских лидеров. Президент Картер сказал: «Агрессия, не встречающая сопротивления, становится заразной болезнью». Его решение направить военную помощь силам афганского сопротивления стало конкретным, практическим подтверждением этого нравственного и политического сигнала.

Годы спустя президент Рональд Рейган, как известно, попросил советского лидера Михаила Горбачева «снести эту стену» в Берлине в качестве условия улучшения отношений с США и Западом. Эта неизменная приверженность США нравственной истине независимо от партийной принадлежности помогла выиграть холодную войну и подготовила почву для реального прогресса в американо-советских отношениях.

Конечно же, американские президенты приняли несколько неудачных, даже лицемерных решений, как во внутренней, так и во внешней политике. Однако мы в России видели, какой жесткой критике их подвергали за это СМИ и Конгресс.

В 1991 году российский народ восстал против советской «старой гвардии», консервативных сторонников жесткого курса, и вышел против танков, которые те направили в центр Москвы для подавления инакомыслия. Это успешно завершившееся восстание возглавил Борис Ельцин, первый (и последний) президент России, избранный путем свободных и честных выборов. Не случайно здание, из которого Ельцин выступил с призывом к сопротивлению, называлось Белым домом. Я гордился тем, что там был. Через несколько месяцев из этого российского Белого дома было объявлено о крахе советской власти и самого Советского Союза.

Сегодня под лживыми лозунгами, обещающими вновь сделать Россию великой, кремлевские боссы опять взялись за старое, вернувшись к прежним привычкам, в частности, к догме, согласно которой цель (то есть, власть) оправдывает любые средства, в том числе подавление противников внутри России и, по возможности — за рубежом. Они бесцеремонно бросились по пути возобновления холодной войны, используя старые и новые инструменты подрывной деятельности против стран с развитой демократией в Америке и Европе, а также молодых демократий — Украины и Грузии. Если при коммунизме лозунг русских был «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», то сегодня он мог бы звучать так: «Хулители демократий и враги либерального миропорядка, вставайте!». И они встают — от Китая и Венесуэлы до Северной Кореи и Сирии — пользуясь нынешним отсутствием глобального лидерства США, основанного на нравственной истине.

В 1992 году я как министр иностранных дел новой демократической России был в том же положении, что и сегодняшнее украинское руководство, когда для укрепления нашей демократии нам была необходима помощь США, и мы ее получали. Никто не принимал ее как должное, но и не считал очередной дипломатической услугой за услугу. Американская щедрость была воплощением другой нравственной истины, согласно которой демократии помогают друг другу. В то время президенту-республиканцу Джорджу Бушу-старшему грозило поражение на следующих выборах — он мог проиграть сопернику-демократу Биллу Клинтону. И то, что он или его представитель попросил бы нас найти «компромат» на его соперника, было тогда просто немыслимо.

Такие президентские нравственные принципы, похоже, остались в прошлом. Но Америка, которую я знал тогда, по-прежнему существует и сегодня — в сердцах и умах простых граждан и членов Конгресса. И если сейчас Вашингтон выглядит иначе, я считаю, что это отклонение от нормы.

России нравится видеть президента Трампа в Белом доме отчасти потому, что это дает Кремлю возможность указывать на уродливую сторону американской политики — говорить (как они говорили в случае с Никсоном), посмотрите, какая она грязная, нечестная, какая лицемерная.

Но я считаю, что если Конгресс, республиканцы и демократы, предпримут действия, чтобы отстранить этого президента от власти, то это послужит новым четким сигналом для всех стран мира и всех людей на свете — таким же, как и сигнал, прозвучавший в 1974 году. Нравственные принципы в американской политике — ее формировании и осуществлении — по-прежнему важны. И будущее по-прежнему принадлежит нравственной истине и тем, кто ее исповедует.

Андрей Козырев — бывший министр иностранных дел России (1991-1996 гг.). Автор книги «Жар-птица: неуловимая судьба российской демократии».

Обсудить
Рекомендуем