JB Press (Япония): Япония способствует росту мощи ВМС России? Резкое изменение военного баланса в результате глобального потепления

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Тосихиро Сугиура рассуждает о перспективах разработки арктических ресурсов, отмечая скрытый потенциал Северного морского пути, которым интересуется Россия, ведь его активное использование позволит повысить ее военную мощь. Но при чем здесь Япония?

Пролог. США хотят купить Гренландию

«Норвегия продала России секретную базу подводных лодок. Через электронную торговую площадку типа eBay. Это правда», — так начинается книга Марка Грини (Mark Greaney) «Начало войны в Европе». 

18 августа 2019 года президент США Дональд Трамп выразил желание приобрести датскую Гренландию. Премьер-министр Дании посмеялся над этим, поэтому Трамп отменил свой визит в эту страну, запланированный на начало сентября. 

Я думаю, намерения президента Трампа состоят в том, чтобы с учетом роста важности Северного морского пути в результате глобального потепления обеспечить права на разработку природных ресурсов Гренландии, захватить плацдарм с точки зрения военной стратегии, а также предотвратить экспансию Китая. 

В этом смысле заявления Трампа было неожиданным, однако сама американская идея покупки Гренландии указывает на правильный курс. По моему мнению, это крайне правильный подход с точки зрения военной стратегии. 

Гренландия — это крупнейший остров в мире, площадь которого в шесть раз больше Японии. Он окружен снегами и льдами. 

Тем не менее это важный с точки зрения военного дела остров, где есть американские военные базы. Впоследствии он, скорее всего, станет еще более важным с учетом природных ресурсов, военной стратегии и северных маршрутов. 

Территории — это недвижимость

Поскольку территории — это недвижимость, они продаются и покупаются. Некоторые скажут, что это необдуманный подход, однако, если проанализировать историю, можно обнаружить немало примеров продажи территорий. 

В 1867 году император Александр II из-за финансовых затруднений, вызванных необходимостью выплачивать компенсацию за Крымскую войну (1853-1856), продал США Аляску за 7,2 миллиона долларов. 

Тогда государственного секретаря США Уильяма Сьюарда (William Seward), который вел переговоры, высмеивали за то, что «он выбросил деньги на покупку айсберга», но после приобретения там было найдено золото, а впоследствии и нефть и газ, и мир льда и снега превратился в сокровищницу. 

Российская империя вела переговоры, занимая слабую позицию, поэтому была вынуждена отдать обширные территории за бесценок. 

В 1803 году США купили Луизиану у Франции. После приобретения российской Аляски в 1867 году в 1917 году они купили у Дании Виргинские острова. 

В 1946 году президент США Гарри Трумэн (Harry Truman) попытался приобрести Гренландию, предложив золотые слитки на сумму 100 миллионов долларов, но сделка не состоялась. Поэтому совсем не странно, что президент Трамп подумывает о покупке Гренландии. 

Наоборот, это логично. 

Точка отсчета проблемы «северных территорий»

В разгар Крымской войны Российская империя, воевавшая с коалицией Османской империи, подходила к переговорам по дальневосточным территориям мягко, пытаясь избежать боевых действий на двух фронтах.

Переговоры велись с Сёгунатом Токугава, а объект переговоров — демаркация границ на Курильских островах. 

Поэтому подписанный Симодский трактат был выгоднее для Японии. 

Этот нюанс присутствует и в документах, направленных императором Николаем I главе российской делегации адмиралу Евфимию Путятину. 

Трактат был подписан 7 февраля 1855 года. В 1981 году эта дата стала Днем «северных территорий». 

Симодский трактат — это единственное международное соглашение, определяющее границы между Россией и Японией. Санкт-Петербургский договор 1875 года — это соглашение, по которому границы были изменены. 

Говоря о проблеме «северных территорий», необходимо возвращаться к Симодскому трактату, однако сейчас ни одна из сторон, ведущих переговоры, не вспоминает об этом. 

Аесли растает лед Северного Ледовитого океана?

На сайте одного известного японского военного эксперта есть следующий диалог:

— На днях я прочитал статью о таянии арктических льдов из-за глобального потепления и о том, что европейские компании будут развивать торговый путь через Арктику. Это приведет к каким-либо изменениям в военной сфере? В частности, у России длинная береговая линия на севере, и ранее она двигалась на юг в поисках незамерзающих портов. 

Если льды растают, уменьшится стоимость и время транспортировки грузов из Японии в Европу. С военной точки зрения мне не приходят в голову плюсы и минусы, однако российскому флоту не придется огибать Африку, как это было во время Русско-японской войны. Тем не менее многое будет зависеть от того, будут ли льды таять раз в году или их не будет круглый год. Сейчас атомные подводные лодки свободно курсируют в Северном Ледовитом океане, поэтому я не думаю, что военная обстановка изменится глобально, но точнее сказать не могу. Тем не менее с учетом того, что летом в Токио очень жарко, мне хотелось бы, чтобы в это время замерзал хотя бы Северный Ледовитый океан. 

Итак, действительно ли не произойдет глобальных изменений в военной обстановке, даже если растают льды? В этой статье я хочу рассмотреть ситуацию вокруг разработки арктических ресурсов и скрытый потенциал Севморпути. 

После того, как был аннулирован Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), началась гонка вооружений между США, Россией и Китаем. Американо-китайские торговые трения также усиливаются. 1 октября этого года Китай провел крупнейший военный парад в честь 70-летия образования республики. 

На фоне нечетких перспектив мировой экономики в последние годы проявились аспекты, на которые следует обратить внимание. Дело в том, что больше ничто не мешает развитию тенденции сокращения льдов Северного Ледовитого океана. 

С уменьшением ледяного покрова усилилась конкуренция в области развития северного маршрута и разработки природных ресурсов. Скорее всего, в скором времени Арктика станет для мира своего рода сенсацией. 

Я не могу назвать себя военным экспертом, но в данной статье все же хочу проанализировать ситуацию вокруг разработки арктических ресурсов и потенциал северного пути. 

Президент Путин подписал Доктрину энергетической безопасности

Арктика — это регион выше 66 градусов и 33 минут северной широты. Территориальные и морские права есть у восьми прибрежных стран. 

13 мая 2019 года российский лидер подписал Доктрину энергетической безопасности России, и она вступила в силу. 

Эта доктрина подкрепляет разработки природных ресурсов в Арктике, а также развитие Севморпути. 

Вице-премьер Юрий Трутнев, отвечающий за развитие Дальнего Востока и Арктики, в конце июля 2019 года представил президенту Путину письмо с критикой «Роснефти» и «Газпрома». Суть в следующем:

«За это время правительство выдало 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав компании пробурить 86 скважин за 20 лет. Однако к лету 2019 года было пробурено только пять скважин. Медленное развитие проектов на шельфе связано с отсутствием конкуренции, поэтому монополисты сидят сложа руки. Следует внедрить в России норвежскую модель работы на шельфе и допустить российские частные компании, а также иностранный капитал к арктическим проектам».

Глава «Роснефти» Игорь Сечин и руководитель «Газпрома» Алексей Миллер тут же объяснили Путину причины медленного развития.

Развитие Россией Севморпути

В последние годы Россия активно выделяет деньги из госбюджета на развитие Севморпути. 

Компания «Ямал СПГ» построила в Арктике и на полуострове Ямал заводы по переработке СПГ (в год 5,5 миллиона тонн на три завода = 16,5 миллиона тонн).

В конце 2018 года заводы заработали на полную мощность. К августу 2019 года они произвели 20 миллионов тонн. В течение четырех месяцев летнего периода ледокольные танкеры проходят через Берингов пролив и доставляют СПГ в Азию. 

Зимой эти танкеры транспортируют СПГ в основном в Европу. Тем не менее в случае отправки в Азию требуется в два раза больше времени, чем летом, поскольку приходится использовать другой маршрут. 

Экономическая выгода отправки в Азию зимой зависит от транспортных расходов, цен на СПГ и других факторов. 

Между тем возникла идея строительства СПГ-завода («Арктик СПГ-2») и на Гыданском полуострове, который находится напротив Ямала. В проекте примут участие японские компании. Завод должен быть запущен не позднее 2025 года (в год 6,6 миллиона тонн х на три завода = 19,8 миллиона тонн). 

Для справки, на «Ямал СПГ» эксплуатируется 15 ледокольных танкеров; на «Арктик СПГ-2» планируется использовать 17 танкеров. Суда для «Арктик СПГ-2» только начнут строить. 

История ВМС Российской империи, СССР и России

Рассмотрим историю ВМС Российской империи и СССР.

Петр I построил Балтийский флот, но в то время Россия господствовала лишь в небольшой части Финского залива. 

С геополитической точки зрения совершенно естественно, что Российской империи, у которой были развиты сухопутные войска, требовался выход в моря и океаны. Несмотря на это, до окончания Второй мировой войны у СССР не было флота, способного действовать на просторах мирового океана. 

Идею строительства такого флота предложил император Александр III. Он решил создать морской флот в незамерзающем порту Мурманска. 

Александр III подчеркнул геополитические и стратегические недостатки балтийской Либавы: проливы можно было легко блокировать. Тем не менее после смерти императора его идеи не получили развития. 

Последний император Николай II продвигал идеи строительства военного порта в Либаве, а также полноценного Балтийского флота. Однако отношения между Российской империей и Империей Цин обострились, в связи с чем приоритеты были отданы дальневосточной политике. Николай II сосредоточился на создании Тихоокеанского флота. 

В 1950 году советский вождь Иосиф Сталин принял решение создать флот, способный действовать на просторах мирового океана, однако в марте 1953 года он умер, поэтому вновь дело закончилось ничем. 

Его преемник Никита Хрущев прекратил постройку крупных военных кораблей и переключился на создание ракетных крейсеров и ракетных подводных лодок. 

Тем не менее в октябре 1962 года разразился Карибский кризис, и США организовали морскую блокаду Кубы. В то время у СССР не было флота, который мог противостоять американскому, поэтому в конечном итоге ему пришлось убрать с Кубы ракеты. 

В связи с этим советские ВМС прочувствовали всю необходимость создания флота, способного действовать на просторах мирового океана. В 1963 году адмирал Сергей Горшков отдал соответствующее распоряжение. Так СССР начал стремиться к тому, чтобы стать морской державой. 

В настоящее время у России четыре флота: Северный (штаб в Североморске), Балтийский (штаб в Балтийске), Черноморский (штаб в Севастополе) и Тихоокеанский (штаб во Владивостоке). 

Кстати, в ВМС России флоты позиционируются следующим образом: Северный и Тихоокеанский для действий на просторах мирового океана; Балтийский и Черноморский — для операций в прибрежных водах; Каспийская и Средиземноморская флотилии исполняют вспомогательные функции. 

Ахиллесова пята ВМС России

У ВМС России четыре флота, но чтобы Балтийскому флоту попасть в Атлантический океан, приходится проходить через два пролива, окруженных Данией, Норвегией и Швецией. Натовские войска следят за перемещениями российских кораблей.

В случае возникновения непредвиденной ситуации проливы блокируются, и Балтийский флот не сможет выйти в Атлантический океан. 

Что касается Черноморского флота, то там есть такие геостратегические точки, как проливы Босфор и Дарданеллы, Гибралтарский пролив. 

На пути Северного флота в восточном направлении есть Берингов пролив; Тихоокеанского — три пролива: Восточный проход, Лаперуза и Цугару. Они предоставляют выход из Японского моря в Тихий океан. 

Это означает, что российские военные корабли не могут выйти в Атлантический и Тихий океан, не пройдя геостратегические точки (только Северный флот может свободно выйти в Атлантику). 

Тем не менее есть один природный порт, на пути из которого нет геостратегических точек.

Это незамерзающий порт Петропавловск-Камчатский на полуострове Камчатка, где базируется седьмая эскадра. 

Из этого порта корабли могут свободно выходить в Тихий океан, в Вилючинске находится база атомных подводных лодок. Тем не менее ахиллесовой пятой это порта является нехватка электроэнергии, а также трудности со снабжением. 

Эпилог. Скрытый потенциал Севморпути

Как я отметил выше, в 2018 году по Севморпути было перевезено 17 миллионов тонн груза. По некоторым оценкам, в 2024 году объемы составят более 80 миллионов тонн. 

По прогнозам министерства транспорта России, из этих 80 миллионов тонн 47 миллионов будет приходиться на СПГ; 12 миллионов — на нефть и 19 миллионов — на уголь. 

Итак, как изменится ситуация, если Севморпуть будет открыт постоянно?

Протяженность маршрута из Санкт-Петербурга до Владивостока будет составлять 14 тысяч километров. Это на восемь тысяч километров меньше, чем южный маршрут. Это позволит избежать трагедии, которая произошла с Балтийским флотом во время Русско-японской войны. 

Кроме того, путь от Кольского полуострова через Берингов пролив до Владивостока будет занимать всего две-три недели. 

Есть идея строительства перегрузочной базы СПГ в Петропавловске-Камчатском, который является одной из точек Севморпути. Сообщается, что японский бизнес также обсуждает участие в этом проекте. 

Если СПГ-база будет построена, можно будет создать газовые электростанции, решив тем самым проблему нехватки электроэнергии. 

То есть благодаря использованию Севморпути можно будет упростить отправку подкрепления Северным флотом Тихоокеанскому. Также будет улучшена инфраструктура в районе базы ВМФ в Петропавловске-Камчатском, и это повысит военную мощь. 

В результате военные корабли и атомные субмарины получат возможность свободно выходить из этого порта в Тихий океан, не проходя геостратегические точки. 

Что это означает? Военная обстановка серьезно изменится, и есть вероятность, что в Тихом океане преимущество окажется на стороне России. 

Известный японский военный аналитик отмечает, что даже если Севморпуть можно будет эксплуатировать круглый год, военный баланс сильно не изменится, однако не значит ли такая точка зрения, что японские исследования по России устарели? 

«Япония помогла России укрепить секретные базы подводных лодок. К этому причастно и государство, и частные компании. Это правда». Чтобы будущие историки не делали таких выводов, необходимо именно сейчас тщательно проанализировать значение Северного морского пути. 

Обсудить
Рекомендуем