Поскольку первый день публичных слушаний в рамках процедуры импичмента в Вашингтоне привлек пристальное внимание к Украине, представив ее в неприглядном свете, украинские политики решили пересмотреть не только их отношения с Соединенными Штатами, но и их связи с Россией.
Возможность встречи президента Украины Владимира Зеленского и президента России Владимира Путина обсуждается все чаще, и на этой неделе бывший президент Казахстана сообщил, что украинский лидер попросил его помочь в организации двусторонней встречи.
Однако в четверг, 14 ноября, во время пресс-конференции в Австрии министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко сообщил, что планов по проведению личной встречи лидеров двух стран пока нет. «Мы планируем саммит в нормандском формате», — добавил Пристайко, имея в виду переговоры с участием Франции, Германии, России и Украины.
Двумя днями ранее во время конференции в Нур-Султане бывший лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что встречу Путина и Зеленского можно провести в Казахстане, однако Кремль отреагировал на его слова с осторожностью, отметив, что «встреча ради встречи принесет мало пользы».
По всей видимости, президент США Дональд Трамп относится к числу тех, кто поддерживает идею проведения такой встречи. Когда Трамп встретился с Зеленским в Нью-Йорке в сентябре, американский президент подчеркнул, что он надеется, что украинский лидер и Путин смогут «прийти к согласию».
Украина жила в тени своего более крупного соседа с момента распада Советского Союза. После того, как в результате народного восстания в 2014 году коррумпированный прокремлевский президент Виктор Янукович был вынужден бежать из страны, Москва поддержала сепаратистов в восточных областях Украины, что обернулось гражданской войной, в которой уже погибло более 13 тысяч человек.
Соединенные Штаты были ключевым союзником Киева на протяжении всего этого конфликта, однако это партнерство нельзя назвать равным. На слушаниях по импичменту в среду, 13 ноября, конгрессмены и дипломаты обсуждали решение Трампа приостановить военную помощь Украине на сумму около 400 миллионов долларов — решение, которое, как утверждают демократы, было призвано заставить Киев провести расследование в отношении Джо Байдена (Joe Biden), политического противника Трампа, а также его сына Хантера Байдена (Hunter Biden).
Исполняющему обязанности посла США на Украине Уильяму Тейлору (William B. Taylor) и заместителю помощника госсекретаря США Джорджу Кенту (George Kent) несколько раз задали вопрос о том, что они думают по поводу «повсеместной» коррупции на Украине.
Выступая в Австрии, Пристайко сказал, что никто не сообщил его правительству о существовании связи между отсрочкой в предоставлении военной помощи и расследованиями, на которых настаивал Трамп. «Я никогда не видел прямой связи между расследованиями и военной помощью. Да, расследования действительно упоминались в ходе разговора президентов. Но никакой четкой связи между этими событиями не было», — цитирует Пристайко «Интерфакс-Украина».
Зеленский, бывший комедийный телеактер, который весной этого года одержал убедительную победу на выборах, используя антикоррупционные лозунги, не раз говорил о необходимости положить конец войне на востоке Украины. Россия и Украина уже обменялись пленными, что стало признаком возможной разрядки напряженности.
Однако попытки найти новый способ наладить контакт с Россией обернулись протестами на Украине: многие украинцы убеждены, что план, который украинский лидер поддержал, — так называемая формула Штайнмайера, которая предполагает проведение выборов в удерживаемых сепаратистами регионах, — равносилен капитуляции Украины.
Кремль несколько раз откладывал переговоры в нормандском формате и требовал от Украины все новых уступок. В своем интервью Пристайко отметил, что он надеется, что переговоры в нормандском формате, приостановленные в 2016 году, могут быть возобновлены уже до конца этого года.
Однако скептицизм украинского правительства в вопросе отношений с Москвой нашел отражение в посте, опубликованном в среду министром обороны Украины Андреем Загороднюком, который отметил, что финансовые и экономические отношения с Россией невозможны, и что Украине необходимо сближаться с НАТО. «С 2014 года я понял, что имя врага состоит из шести букв — Россия», — написал Загороднюк.