Отмотайте ленту времени на 30 лет назад, когда персональные компьютеры еще не стали обыденностью, но уже начали вытеснять пишущие машинки. Но как тогда начисляли зарплату и собирали налоги, отлично известно и сегодняшним работникам.
В развитых странах заработная плата в большинстве компаний уже высчитывалась автоматически, а подоходный налог и взносы на социальное обеспечение вычитались прямо из общей суммы дохода. Так, у большинства британских работников эти платежи взимаются безо всяких налоговых деклараций еще с середины 1970-х годов.
Разница в уровне заработной платы оказалась большой. С поправкой на инфляцию средняя заработная плата в Великобритании в 2019 году оказалась на 45% выше, чем в 1989 году — при том, что в последнее десятилетие она почти не росла.
Экономисты и эксперты по налогообложению и технологиям скажут, что экстраполировать кривую последних десятилетий на ближайшее будущее неразумно. Заработная плата может даже снизится, а налоги, наоборот, вырастут. Но можно смело рассчитывать, что технологическая революция перестроит взаимоотношения частных лиц с государством.
Похмелье от финансового кризиса больно ударило по карманам потребителей: по зарплатам застой, а перспективы на будущее весьма мрачные.
Хотя загадывать вперед на 30 лет — занятие неблагодарное, особенно с учетом низкой производительности труда после финансового кризиса, все данные указывают на снижение заработной платы, говорит Джонатан Крибб (Jonathan Cribb), старший экономист Института фискальных исследований.
«Положительных моментов, которые вернут нас к среднегодовому росту реальной зарплаты в 2%, как это было на протяжении почти всей послевоенной эпохи, я не вижу», — замечает он.
Зато рост налогов практически неизбежен. В ближайшие 30 лет население развитых стран беспрецедентно состарится. По прогнозам МВФ, к 2050 году старение населения и значительный рост расходов на пенсии и здравоохранение «ляжет тяжким бременем на государственные бюджеты». Это потребует «резкого сокращения других государственных расходов» либо «значительного увеличения налогов», что, в свою очередь, «пагубно скажется на экономическом росте».
Пожизненный пэр-консерватор Дэвид Уиллеттс (David Willetts), предрекает, что грядущие десятилетия будут сильно отличаться от прошлых. «Эра снижения налогов закончилась. Теперь все будет крутиться вокруг того, кто заплатит больше — и сколько именно».
По-своему это и неплохо, ведь налоговые технологии тоже совершенствуются. Благодаря им станет проще собирать налоги и вылавливать неплательщиков, чтобы система казалась справедливее.
Надо думать, налоговик будущего будет менее заметен, но действовать будет изощреннее. Будет внедряться индивидуальный подход — пусть и не до такой степени, чтобы с каждого взималось по заслугам, хотя сторонники одной из экономических теорий считают такой вариант оптимальным. В любом случае, способ вычета денег изменится радикально.
Директор Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Паскаль Сент-Аман (Pascal Saint-Amans) считает, что данные по налогам будут поступать в режиме реального времени. «Это же сотни миллиардов по всему миру, — объясняет он, — а возможность отслеживать данные напрямую — это извечная мечта налоговика».
Британская королевская налогово-таможенная служба понемногу внедряет цифровую программу сбора налогов. Поначалу она коснется лишь налога на добавленную стоимость, но постепенно распространится и на остальные сборы с возможностью вносить поправки в режиме реального времени.
На прошлой неделе Управление по упрощению налогов Великобритании — независимая группа, консультирующая правительство по вопросам оптимизации сбора доходов — заявило, что индивидуальные налоговые счета «позволят предоставлять данные и платить налоги в режиме реального времени или приближенном к нему», особенно самозанятым лицам и арендодателям.
При этом другие страны продвинулись гораздо дальше Великобритании. Столь разные государства как Россия, Израиль и Португалия уже ввели персональные налоговые счета, где собираются данные о доходах и расходах граждан. Это позволило им персонализировать сбор налогов, снизить количество неплательщиков и повысить уровень сбора.
Михаил Мишустин, глава российской федеральной налоговой службы с технически продвинутой системой НДС, надеется, что технологии упростят людям жизнь, автоматически собирая соответствующие налоги. «Мы хотим, чтобы люди в будущем перестали обращаться внимание на налоги», — сообщил он «Файненшл Таймс» (Financial Times).
Те же, кто забегает еще дальше вперед, предсказывают, что когда налоговые службы получат моментальный доступ к данным о доходах и расходах, грядут масштабные перемены.
Индивидуализация налогов сделает повышение ставок более приемлемым для населения в целом. Системы социальной защиты — наподобие универсальной кредитной системы в Великобритании — будут автоматически предлагать нуждающимся помощь, необходимость заполнять анкеты отпадет, а потребительские налоги будут упорядочены.
Рита де ла Ферия (Rita de la Feria), профессор права Лидсского университета, считает, что НДС вполне может работать в социальных нуждах, если лицам с низкими доходами деньги будут выплачиваться обратно. Это возможно уже при сегодняшних технологиях, говорит она, предвещая «значительное сокращение неравенства».
Любые шаги к дальнейшей персонализации налоговой системы изменят всё — как мы работаем, сколько зарабатываем и сколько платим налогов. Последние 30 лет изменения были незначительными, но демография и политическое давление ускорит их темп к 2050 году.