На днях одна из общественных активисток с особым национальным уклоном, рекламируя концерт, оседлала привычного конька под названием «противопоставление». Стоит заметить, что противопоставлению, как правило, предшествует объявление монопольным свое видение ситуации и отвержение всякой альтернативы. Такие личности часто являются чрезвычайно романтичными, ранимыми и наделенными мифически-историческим сознанием. Из них могут получиться интересные сказочники, детские писатели или деятели сферы народного искусства для ограниченного круга людей, особенно в области рукоделия.
Все это можно было бы оставить в покое, если бы они не претендовали навязать всему обществу, целому государству, свою «сказочную» программу действий. А их детская реакция на то, когда не «по-ихнему», заканчивалась бы переключением внимания на другие более интересные народно-традиционные игрушки. Но здесь важно не забывать о жестокости метафорического языка народных сказок. Поскольку в них борьба за торжество добра очень часто сопровождается перегрызанием глоток, запеканием в печи «Змеючки-Аленки» или истязанием всей вражеской семьи. А потому и сыплются из уст современных сказочников не только проклятия, но и прямые угрозы в адрес тех, кто посмел сказать, что сказка существует только в воображении сказочников.
Намерения и представления этих боротьбистов (краткое название украинской партии левых социал-революционеров — прим. перев.) и культуртрегеров чаще всего граничат с наивностью и жестокостью, характерной для народных сказок. Им кажется, что, пропев хором патриотическую песню, сразу можно одолеть всех врагов и преодолеть все неурядицы в обществе. Они верят, что от сплоченного пения «сгинут наши враги, как роса на солнце». Они представляют себе, как от их душевного пения стонут в агонии все враги украинской нации, и внешние, и внутренние. Как «подгорает» где-то у либералов. Распевая, они ассоциируют себя с победителями из прошлого, не заботясь, увы, о настоящем и не думая о будущем. Эти особо одухотворенные патриоты не понимают, что своими действиями всего-навсего отвлекают украинское общество от насущных проблем, предлагая ему и в дальнейшем играть в эти этнографические сказки.
Парадокс, но это романтизированное мифоллгическое сознание все больше проявляется тогда, когда общество начинает выздоравливать и перестает смотреть на реальность сквозь розовые очки. Жестокая реальность начинает выбивать почву из-под ног национально-патриотических сказочников. Они видят, что их покровителей, которые банально использовали этнопатриотическую карту, устраняют от власти, а они сами теряют паству и уменьшаются до уровня мелких кружков по интересам. Из-за этого агрессия к тем, кто осмелился сказать, что время национальных «пробудителей», бандуристов, лириков и балагуров давно прошло, только нарастает. Что теперь мир живет по совсем другим правилам и прятаться в мундирах и вышиванках от вызовов ХХІ века не просто смешно, но и местами рискованно. Так можно безнадежно опоздать. Так же смешно, как в наше время мерить уровень патриотизма ношением архаической одежды на каждый день. Или считать фольклор сугубо «глубинной культурой» украинцев.
При этом в нормальном демократическом обществе разнообразие только приветствуется. А вот в сказочно-патриотическом и национальная одежда, и фольклор, и языковое доминирование являются неотъемлемыми и обязательными атрибутами «правильного» украинца.
Так вот, рекламируя концерт, госпожа патриотка сразу прибегает к ограничениям и, пытаясь героизировать других, сама же себя и маргинализирует: «Вход львовским „псевдолибералам" строго запрещен, вас просто покрутит от зашкаливающего уровня истинного патриотизма. Не рискуйте своим хрупким психически-космополитическим здоровьем». Считая себя либералом, а не псевдолибералом, как бы того хотелось упомянутой даме, хочу сказать, что мне очень нравятся песни рекламируемого певца. Я их даже сам порой напеваю.
Но не об этом речь. Речь идет об ограниченном видении и установлении собственной монополии на какое-то культурное явление. А дальше идет перечень мифических добродетелей. Они объявляют себя единственными носителями исторической правды, «гена свободы», рафинированного эстетического вкуса, правдивости и подлинности, единственными ценителями того, что сразу «входит в кровь».
Одновременно не принадлежащие к этнофольклорной нише граждане клеймятся худшими словами и обвиняются во всех смертных грехах. Например, по мнению людей из этой среды, либералы по определению являются «латентными украинофобами», отвратительными чудовищами уже потому, что «готовы защищать геев и евреев, только не украинцев». И здесь даже не обсуждается, что в современном понимании нации, как политической общности, украинцами считаются и поляки, и венгры, и евреи, и даже геи. Стоит заметить, что настоящим патриотам Украины нужно вести речь не о расколе и противостоянии в обществе, а о единстве. Потому что чем более монолитным будет украинское общество, тем легче оно справится с современными вызовами.
Вообще в поведении и образе мышления указанной среды очень заметно родство со сторонниками «русского мира». Фактически те самые «скрепы» — такой же метод отвержения чужих и «неправильных». Они все живут сказочными мечтами, оперируя словами: «будет», «станет», «получим», «будем», «сбудется», «произойдет». Все так, как в ненавистном нашими сказочниками русском фольклоре: по щучьему велению, по моему хотению. Или: шляхта не работает.
Понятно, что такие сообщества в масштабах целой Украины являются маргинальными. Известно, что их время, как представителей украинской культуры, проходит. Только не надо относиться к художественному творчеству как к политической манифестации. А на концерт сходите, хотя его надо на один день перенесли, потому что патриоты как-то изначально не заметили, что назначили его на День памяти жертв голодомора. Бывает.