Феникс (Китай): помнит ли Германия о своих грехах во Второй мировой войне? 40 процентов 14-летних подростков не знают о преступлениях Освенцима

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Нельзя отрицать того, что Германия раскаялась в своих преступлениях в годы Второй мировой войны, пишет «Феникс». Однако сейчас все отчетливее проявляется тревожная тенденция в немецком образовании: почти половина школьников не имеет четкого представления об Освенциме и не знает, что происходило в стенах концлагеря.

После окончания Второй мировой войны действия Германии и Японии, двух основных стран «оси», рассматривались как положительные и отрицательные примеры в размышлениях о военных преступлениях, а также на уроках истории. Полное раскаяния коленопреклонение федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта перед памятником героям и жертвам Варшавского гетто часто противопоставляется в СМИ визитам японских политиков в храм Ясукуни для почтения памяти военных преступников класса «А». Нельзя отрицать то, что после Второй мировой войны Германия раскаялась в преступлениях, совершенных в период нацистской власти. Независимо от политической и правовой системы или социального и культурного образования, она приложила огромные усилия для того, чтобы четко разграничить нацизм и милитаризм, содействовать миру и примирению в Европе, чем завоевала широкую признательность международного сообщества. В таком случае, нет ли «пробелов» в размышлениях Германии о Второй мировой войне? Наверняка в Германии не ностальгируют по «бывшим военным заслугам» и неонацистским мыслям. Однако недавний социологический опрос показал, что в школьном историческом образовании есть некоторые неточности.

Недавно одним немецким исследовательским учреждением был проведен социологический опрос на тему исторических размышлений о Второй мировой войне, результаты которого показали, что среди респондентов в возрасте 14-16 лет лишь половина четко знают, что печально известный концлагерь был нацистским лагерем смерти, а 47% респондентов заявили, что слышали название Освенцим. Около 30% учащихся старше 17 лет сказали, что, хотя они и знают об Освенциме, но не могут в полной мере рассказать о том, что произошло в этом месте. Хотя результаты опроса не отражают отношение всего немецкого общества во всех возрастных категориях к истории Второй мировой войны, они демонстрируют некоторые тревожные тенденции в современном историческом образовании в немецких школах. По мнению руководителя исследования, одной из причин этого ужасного явления является то, что все больше официального исторического содержания изымается из программы обучения в средних школах Германии.

Для проведения данного опроса было отобрано более 1000 респондентов из числа граждан Германии старше 14 лет, половина из которых — школьники. Это было необходимо для оценки статуса и важности школьного исторического образования в сознании учащихся и общественности. Хотя более 95% респондентов считают, что уроки истории являются важной частью базового образования, очевидно, что есть некоторые заблуждения, связанные с тем, как описать крупное поражение Германии в ХХ веке. Учащиеся заявляют, что на уроках истории у них нет четкого понимания, что такое Освенцим. Большинство опрошенных надеются, что благодаря урокам истории современной Германии, учащиеся смогут сформировать правильное отношение и понимание истории, а не будут просто запоминать то, что произошло в определенное время и в определенном месте.

Другой подобный опрос, проведенный в США, показал еще более неожиданные результаты. Около двух третей опрошенных учеников старших классов никогда не слышали об Освенциме и не знают о том, что произошло в этом месте. Еще более тревожен тот факт, что около 22% учащихся ничего не знают о самом Холокосте. В ходе другого опроса взрослых было получено 1350 ответов по телефону и Интернету, согласно которым, 93% опрашиваемых поддержали включение истории Холокоста в школьную программу, а 58% выразили обеспокоенность тем, что история может повториться.

Освенцим — крупнейший концентрационный лагерь, созданный нацистской Германией во время Второй мировой войны. Он располагался в районе города Краков на юге Польши. Данный концлагерь был построен в апреле 1940 года. Фактически, это была огромная сеть для заключения и массовых убийств, включающая 40 концентрационных лагерей, так называемая «фабрика смерти», объединяющая в себе тюремное заключение, рабство, грабеж и геноцид. В концентрационном лагере Аушвиц-Биркенау в центральной зоне были построены большие газовые камеры и крематории для истребления евреев и других народов со всей Европы. Согласно статистике, во время эксплуатации концлагеря Освенцим число погибших в его стенах людей достигло миллиона, в том числе 400 тысяч венгерских евреев и 300 тысяч польских евреев. Условия жизни в концлагере были ужасающими. Заключенные были вынуждены тяжело трудиться весь день напролет. Надзиратели постоянно издевались над ними и угрожали смертью. Заключенные голодали, ходили полуголыми и выглядели очень замученными. Каждый день умирало большое количество человек. Стариков, детей, женщин и инвалидов сразу отправляли в газовые камеры.

27 января 1945 года, когда 32-я пехотная дивизия Советской армии освободила Освенцим, в концентрационном лагере, где когда-то одновременно содержалось 100 тысяч человек, на тот момент осталось в живых только 7500 человек, включая 500 детей в возрасте до 13 лет. Все они были изможденными и ужасно худыми. Согласно статистике, из всех жертв в Освенциме 232 тысячи были несовершеннолетними. Их обувь и одежда хранились палачами на большом складе, который сейчас является музеем памяти о жертвах концлагеря. Сегодня свидетельства таких жестоких убийств публично демонстрируются в музее, построенном на месте бывшего концлагеря.

Спустя 74 года после окончания Второй мировой войны нацистский геноцид, ярким примером которого служит Освенцим, по-прежнему остается самой темной страницей в истории человечества. Любой благоразумный человек должен помнить эти события и достоверно рассказывать о них детям на уроках истории, чтобы те ценили жизнь и дорожили миром.

Обсудить
Рекомендуем