На саммите НАТО, который состоится в Лондоне 3 и 4 декабря 2019 года, будут много говорить о России, и совсем мало о Косово и Афганистане, двух миссиях альянса, в которых военная структура не добилась особых успехов.
Основанная в 1949 году, НАТО преуспела в своей первоначальной миссии, которая заключалась в защите стран Западной Европы от агрессивных планов СССР. После грузинского кризиса 2008 года и, тем более, после украинского кризиса 2014 года страны-члены НАТО, граничащие с Россией (Норвегия, Эстония, Латвия, Литва, Польша), не скрывали своей озабоченности реальными или воображаемыми намерениями Москвы.
Они считают, что Россия стремится ограничить их суверенитет любыми способами: политическим запугиванием, экономическим давлением, кибератаками, военно-морским вторжением (подводные лодки в Балтийском море и вдоль фьордов Норвегии) или вторжением с воздуха. Они думают, что Владимир Путин реализует секретный проект «финляндизации», как это называли во время холодной войны, после подписания договора между Хельсинки и Москвой в апреле 1948 года. Они даже рассматривают вариант российского военного вторжения на их территорию. В результате они попросили и получили присутствие на их земле западных солдат трех основных военных держав НАТО (США, Франция, Англия).
Их озабоченность безусловно сильно преувеличена, поскольку Владимир Путин скорее центрист, чем экстремист. 2 мая 2014 года, после того как пророссийские активисты погибли в результате поджога в Одессе, он вполне мог бы воспользоваться этим предлогом и захватить этот портовый город, символ русской революционной истории. И никто на Украине не смог бы ему помешать, и на Западе ни у кого не хватило бы политической воли. Но он этого не сделал.
Однажды Путин сказал: «Кто не жалеет о распаде СССР, у того нет сердца!» Но мы всегда забываем продолжение этой фразы: «А у того, кто хочет его восстановления в прежнем виде, у того нет головы!» Однако у поляков и прибалтов есть общее прошлое с Россией, которое позволяет им этого опасаться. Поэтому НАТО играет определенную роль, проводя военные маневры союзников в этих странах, чтобы их успокоить.
Эммануэль Макрон это понял. Не обращая внимания на недовольство французских неоконсерваторов, сторонников американской внешней политики, президент республики решил установить независимый стратегический диалог с Россией. Означает ли это смириться с ситуацией? Конечно, нет! Русские уважают силу. Не случайно де Голль совершил свой исторический визит в Россию (где он предложил «разрядку, взаимопонимание и сотрудничество») в июне 1966 года, когда Франция уже стала полноправным членом «ядерного клуба».
C 9 декабря 2019 года по 9 мая 2020 года открывается уникальное окно возможностей для французско-российских отношений. 9 декабря в Париже пройдет саммит по Украине в нормандском формате между лидерами Франции, Германии, России и Украины с целью окончательного урегулирования конфликта на Донбассе. Киев и Москва уже сделали жесты доброй воли. Объявит ли Зеленский общую амнистию и культурную автономию русскоязычным повстанцам Донбасса? Даст ли Путин доступ украинским кораблям к Азовскому морю? Это единственная разумная сделка.
Как только этот вопрос будет урегулирован, Макрон и Путин смогут сильно продвинуться в возобновлении франко-российского сотрудничества и отпраздновать возобновившуюся дружбу 9 мая в Москве, по случаю75-й годовщины победы над нацизмом. Это сон наяву? Нет. Это просто реальная политика.