The Economist (Великобритания): тесты по программе PISA проводятся уже 20 лет, так почему не растут результаты?

На каждый поднимающийся вверх Сингапур приходится опускающаяся вниз Финляндия.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Результаты тестов PISA подтвердили подъем Азии и закат Запада. Лучшими по математике,как и по многим другим предметам, оказались китайские школьники из четырех регионов КНР. Американцы отстали в чтении, но в остальном неплохо выглядят на фоне европейцев. Но что же скажет нам PISA o России и о будущем школы?

Раз в три года, ожидая результаты тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), министры образования получают некоторое представление о том напряженном состоянии, которые они навязывают школьникам. Эта программа по оценке включает в себя тесты в области чтения, математики в естественных наук у подростков в 79 странах, а также предоставляет беспристрастную оценку прогресса участвующих систем образования. Предоставляемые данные осмысляются передовыми экспертами, стремящимися постигнуть секреты успеха, а также политиками, рассчитывающими получить подтверждение правильности проведенных ими реформ.

Седьмая и последняя по времени порция результатов была опубликована 3 декабря, спустя примерно две десятилетия после опубликования первой партии результатов в 2000 году. Примерно 600 тысяч школьников были подвергнуты этому тесту, при этом их возраст составлял 15-16 лет, а еще они должны были иметь за плечами не менее шести лет занятий в школе. Участниками программы PISA являются (в основном богатые) члены Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), которая и управляет этим проектом, а также еще 42 добровольно принимающих участие страны — от Албании до Вьетнама. ОЭСР организует результаты таким образом, чтобы они давали представление о молодом поколении каждой конкретной страны, и публикует полученные результаты в стандартизованном виде.

На пороге тысячелетия существовала надежда на то, что изобилие новой информации поможет определить, что заставляет работать школьную систему, поможет другим странам подтянуться к лидерам, и таким образом результаты у всех участников будут повышаться. Однако реальная ситуация немного отличается от того, что было задумано. Хотя расходы на каждого ученика в странах-членах ОЭСР увеличились на 15%, средние результаты по чтению, математике и естественным наукам, в основном, остались теми же самыми, что и в начале реализации этого проекта.

Как всегда, в результатах нынешнего года немало светлых пятен. Великолепные результаты Сингапура в очередной раз улучшились. Однако это не позволило ему удержаться на первом месте. Сегодня его занимает Китай — точнее, Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун (ОЭСР отказывается включать результаты из более отдаленных регионов, поскольку не может гарантировать их точности). В этих частях Китая средний ученик получил по математике 591 балл, тогда как средний показатель по ОЭСР составляет 489 баллов, а это означает, что китайские подростки примерно на три года опережают средний уровень своих сверстников из стран-членов ОЭСР. Улучшили свои показатели также страны в середине списка, в том числе Иордания, Польша и Турция.

Однако на каждый Сингапур существует также Финляндия, которая раньше была примером для других, или другая страна, результаты которой снижаются. Частично причина отсутствия общего прогресса состоит в том, что школы в меньшей степени способны влиять на результаты, чем принято считать, тогда как культура и общество оказывают большее влияние, и поэтому даже хорошо информированные и влиятельные политики не могут обеспечить значительного улучшения результатов. Вот что замечает по этому поводу Джон Джеррим (John Jerrim), из Университетского колледжа Лондона (University College London): «Первое место всегда будет занимать какая-нибудь страна из Восточной Азии».

Если бы существовало какое-то магическое решение в области улучшения образования, оно давно уже было бы обнаружено. Однако это не означает, что улучшение вообще невозможно, или что ничего полезного в результатах проекта PISA нет. У многих стран результаты повышались или снижались без драматических изменений в области культуры. Кроме того, частично отсутствие улучшений в целом, несмотря на увеличение расходов, связано с тем, что выше определенного уровня (примерно 60 тысяч долларов на ученика в возрасте от шести до 15 лет) уже не наблюдается значительной зависимости между расходами и результатами тестов.

Большая проблема состоит в том, что министры образования все еще слишком мало уделяют внимания очевидным процессам. Другим мешает то, что они должны прислушиваться к мнению учителей и родителей, которые не всегда обладают самыми глубокими знаниями в этой области. Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher), глава образовательного департамента ОЭСР, недоволен тем, что многие страны, например, сделали для себя приоритетом сокращение классов, а не прием на работу и подготовку великолепных учителей, хотя имеющиеся данные свидетельствуют о том, что их выбор — плохая идея. По словам Шляйхера, Шанхай является одним из тех мест, где качество учителя стало приоритетом, а не размер классов. Еще один пример такого рода — Сингапур. И они получают выгоду от своего выбора.

Обсудить
Рекомендуем