Раз в три года, ожидая результаты тестов Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), министры образования получают некоторое представление о том напряженном состоянии, которые они навязывают школьникам. Эта программа по оценке включает в себя тесты в области чтения, математики в естественных наук у подростков в 79 странах, а также предоставляет беспристрастную оценку прогресса участвующих систем образования. Предоставляемые данные осмысляются передовыми экспертами, стремящимися постигнуть секреты успеха, а также политиками, рассчитывающими получить подтверждение правильности проведенных ими реформ.
Седьмая и последняя по времени порция результатов была опубликована 3 декабря, спустя примерно две десятилетия после опубликования первой партии результатов в 2000 году. Примерно 600 тысяч школьников были подвергнуты этому тесту, при этом их возраст составлял 15-16 лет, а еще они должны были иметь за плечами не менее шести лет занятий в школе. Участниками программы PISA являются (в основном богатые) члены Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), которая и управляет этим проектом, а также еще 42 добровольно принимающих участие страны — от Албании до Вьетнама. ОЭСР организует результаты таким образом, чтобы они давали представление о молодом поколении каждой конкретной страны, и публикует полученные результаты в стандартизованном виде.
На пороге тысячелетия существовала надежда на то, что изобилие новой информации поможет определить, что заставляет работать школьную систему, поможет другим странам подтянуться к лидерам, и таким образом результаты у всех участников будут повышаться. Однако реальная ситуация немного отличается от того, что было задумано. Хотя расходы на каждого ученика в странах-членах ОЭСР увеличились на 15%, средние результаты по чтению, математике и естественным наукам, в основном, остались теми же самыми, что и в начале реализации этого проекта.
Как всегда, в результатах нынешнего года немало светлых пятен. Великолепные результаты Сингапура в очередной раз улучшились. Однако это не позволило ему удержаться на первом месте. Сегодня его занимает Китай — точнее, Пекин, Шанхай, Цзянсу и Гуандун (ОЭСР отказывается включать результаты из более отдаленных регионов, поскольку не может гарантировать их точности). В этих частях Китая средний ученик получил по математике 591 балл, тогда как средний показатель по ОЭСР составляет 489 баллов, а это означает, что китайские подростки примерно на три года опережают средний уровень своих сверстников из стран-членов ОЭСР. Улучшили свои показатели также страны в середине списка, в том числе Иордания, Польша и Турция.
Однако на каждый Сингапур существует также Финляндия, которая раньше была примером для других, или другая страна, результаты которой снижаются. Частично причина отсутствия общего прогресса состоит в том, что школы в меньшей степени способны влиять на результаты, чем принято считать, тогда как культура и общество оказывают большее влияние, и поэтому даже хорошо информированные и влиятельные политики не могут обеспечить значительного улучшения результатов. Вот что замечает по этому поводу Джон Джеррим (John Jerrim), из Университетского колледжа Лондона (University College London): «Первое место всегда будет занимать какая-нибудь страна из Восточной Азии».
Если бы существовало какое-то магическое решение в области улучшения образования, оно давно уже было бы обнаружено. Однако это не означает, что улучшение вообще невозможно, или что ничего полезного в результатах проекта PISA нет. У многих стран результаты повышались или снижались без драматических изменений в области культуры. Кроме того, частично отсутствие улучшений в целом, несмотря на увеличение расходов, связано с тем, что выше определенного уровня (примерно 60 тысяч долларов на ученика в возрасте от шести до 15 лет) уже не наблюдается значительной зависимости между расходами и результатами тестов.
Большая проблема состоит в том, что министры образования все еще слишком мало уделяют внимания очевидным процессам. Другим мешает то, что они должны прислушиваться к мнению учителей и родителей, которые не всегда обладают самыми глубокими знаниями в этой области. Андреас Шляйхер (Andreas Schleicher), глава образовательного департамента ОЭСР, недоволен тем, что многие страны, например, сделали для себя приоритетом сокращение классов, а не прием на работу и подготовку великолепных учителей, хотя имеющиеся данные свидетельствуют о том, что их выбор — плохая идея. По словам Шляйхера, Шанхай является одним из тех мест, где качество учителя стало приоритетом, а не размер классов. Еще один пример такого рода — Сингапур. И они получают выгоду от своего выбора.