Carnegie Moscow Center (Россия): милитаризм или нет. Как поправки в Конституцию Японии повлияют на регион и отношения с Россией

Можно представить, какой будет сила возмущения Южной Кореи и Китая, когда при изменении пацифистской девятой статьи японской Конституции в одной точке сойдутся милитаристская репутация Японии и негативный имидж Абэ. Такая реакция вполне предсказуема, но ошибочна. На деле изменения в Конституции Японии выгодны ее соседям, в том числе и России

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Конституция Японии не устраивает японских политиков по целому ряду причин, главная из них – «пацифистская девятая статья». Она запрещает стране иметь собственные вооруженные силы и ставит ее в зависимость от США. Отмена этой статьи выгодна как самим японцам, так и ее соседям, особенно России, отмечает автор.

В ноябре Синдзо Абэ стал самым долго правящим премьер-министром в истории Японии, обогнав Таро Кацуру, главу правительства из начала ХХ века, в том числе во время Русско-японской войны 1904-1905 годов. Абэ остается на посту уже восемь лет, но ему до сих пор не удалось реализовать свое главное предвыборное обещание — изменить японскую Конституцию, особенно ее пацифистскую девятую статью.

В оставшееся до сентября 2021 года время, когда истекают его премьерские полномочия, конституционные поправки станут главным приоритетом Абэ. Это, несомненно, вызовет бурю споров и в Японии, и во всем регионе. Критики будут возмущаться, что любые изменения в знаменитой статье 9, запрещающей Японии иметь армию, — это шаг назад к милитаризму. Однако на деле предлагаемые изменения не представляют никакой угрозы для безопасности региона. Наоборот, эти изменения можно рассматривать как полезные, особенно для тех стран, которые хотят большей самостоятельности Японии, в том числе для России.

Семидесятилетнее желание

Конституция Японии была написана американцами во время послевоенной оккупации и вступила в силу в мае 1947 года. Документ установил в стране конституционную демократию, передав политическую власть от императора «японскому народу и его должным образом избранным представителям в парламенте». Императору оставили лишь роль «символа государства и единства народа Японии» и больше не считали богоподобной фигурой, какой он был по предыдущей Конституции Мэйдзи.

Послевоенная Конституция Японии защищает основные либеральные принципы: гарантирует «всеобщее избирательное право» и «основные права человека», запрещает дискриминацию и так далее. Все это мало похоже на ту политическую систему, которая была в Японской империи. Однако главное отличие не в этом, а в девятой статье.

Эта статья, написанная американцами, когда они все еще боялись возрождения японского милитаризма, состоит из двух параграфов. В первом утверждается, что «японский народ навсегда отказывается от войны как способа осуществления государственного суверенитета, а также от угроз вооруженной силой и применения их как средства разрешения международных споров».

Во втором параграфе говорится, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие виды военного потенциала». Среди ведущих стран мира Япония единственная, где есть строгие конституционные ограничения на развитие и применение вооруженных сил.

Японские правящие элиты давно начали призывать изменить Конституцию — еще в 1952 году, почти сразу после окончания американской оккупации. Либерально-демократическая партия Японии, которая остается правящей почти всю послевоенную эпоху, активно поддерживает конституционные поправки с самого своего основания в 1955 году.

Конституция не устраивает японских политиков, особенно правых, по трем основным причинам. Во-первых, некоторые считают, что это национальный позор, что Конституция была написана иностранцами.

Во-вторых, сторонникам традиционных взглядов не нравится, что в Конституции делается такой сильный акцент на индивидуальных правах человека. Они утверждают, что столь либеральный подход годится только западным странам, а Япония как азиатская культура должна иметь конституцию, которая отдает приоритет социальной гармонии и правам общества в целом.

Наконец, третья и главная причина — это желание удалить или, по крайней мере, изменить девятую статью, чтобы дать Японии право иметь собственные вооруженные силы.

Препятствия внутренние и внешние

Однако внести поправки в японскую Конституцию очень непросто, поэтому за 70 лет этого так и не произошло. Сначала изменения должны быть поддержаны двумя третями в обеих палатах парламента, а затем одобрены на общенациональном референдуме. Так что этот процесс займет у Абэ немало времени и вызовет горячие споры внутри страны. Более того, Китай и Южная Корея будут активно сопротивляться любым попыткам Японии изменить девятую статью.

Исторические проблемы в отношениях Китая и Кореи с Японией до сих пор остаются одним из главных препятствий для развития сотрудничества в регионе. Пекин и Сеул регулярно критикуют Токио за то, что японские политики еще не принесли достаточных извинений за преступления, совершенные Японской империей во время Второй мировой войны.

По опросам, 75% китайцев считают, что даже сейчас Япония представляет военную угрозу для их страны. В Южной Корее такого мнения придерживаются 38%, хотя эта страна, как и Япония, состоит в тесном военном союзе с США. Для сравнения: только 16% китайцев и 7% южнокорейцев считают Россию военной угрозой.

Отношение к премьеру Абэ тоже очень негативное. По опросам этого года, к нему отрицательно относятся почти 80% жителей Южной Кореи. Его имидж в Китае и Корее особенно испортился после того, как в 2013 году он посетил храм Ясукуни, где похоронены погибшие во Второй мировой, в том числе военные преступники. Тогда китайский МИД обвинил японского лидера в почитании «нацистов Азии».

Можно представить, какой будет сила возмущения Южной Кореи и Китая, когда при изменении девятой статьи в одной точке сойдутся милитаристская репутация Японии и негативный имидж Абэ. Такая реакция вполне предсказуема, но ошибочна. На деле изменения в Конституции Японии выгодны ее соседям, в том числе и России.

Общая польза

Прежде всего, любые изменения в японской Конституции будут очень небольшими. Некоторые особо активные политики Либерально-демократической партии могут рассуждать о том, чтобы ее полностью переписать, но в целом правящая партия понимает, что получить нужную поддержку в парламенте и на референдуме они смогут, только если изменения будут небольшими.

По той же причине в январе 2018 года Абэ обещал парламенту не менять существующие два абзаца девятой статьи, а лишь добавить новый параграф, где будет четко указано, что у Японии есть законное право иметь собственные силы самообороны. То есть даже после изменений в Японии сохранится конституционный запрет на использование военной силы во внешней политике.

Мало того, такие изменения всего лишь приведут японскую Конституцию в соответствие с реальным положением вещей. Потому что сейчас, несмотря на существующий конституционный запрет «создавать сухопутные, морские и военно-воздушные силы», Япония все равно имеет сухопутные, морские и воздушные силы самообороны. Страна занимает восьмое место в мире по объему военных расходов, а ее военный бюджет лишь немногим меньше, чем у ядерных держав Великобритании и Франции.

Наконец, предлагаемые изменения в Конституции могут стать символом успешного преобразования Японии в послевоенную эпоху. В свое время девятая статья возникла потому, что нападение Японии на соседей казалось вполне возможным событием. Однако сейчас очевидно, что современная Япония не представляет военной угрозы ни для Китая, ни для Кореи. То, что многие китайцы и корейцы до сих пор считают Японию опасной, связано скорее с внутриполитическими играми этих стран, чем с реальной Японией.

Вопреки распространенному мнению японские лидеры уже много раз извинялись за действия страны в эпоху японского милитаризма. Самые заметные извинения были принесены премьер-министром Томиичи Мураямой в 1995 году. В 50-ю годовщину окончания Второй мировой войны он признал, что японская «агрессия и колониальное господство нанесли огромный ущерб и причинили страдания народам многих стран, особенно азиатским». Он также выразил «чувство глубокого раскаяния» и принес «искренние извинения». Это заявление Мураямы было официально подтверждено Абэ в 2015 году.

За последние 70 лет японское общество глубоко прониклось культурой пацифизма. После создания Сил самообороны Японии в 1954 году ни один японский военный не погиб в бою, а страна тщательно избегает применять силу во всех случаях, где это только возможно. Например, когда самолеты российских ВВС нарушили воздушное пространство Японии в июне и июле 2019 года, японские истребители не ответили предупредительными выстрелами. Тем более невозможно представить, что Япония попытается силой решить территориальные споры с Южной Кореей, Китаем или Россией.

Изменение японской Конституции не представляет никакой угрозы для региональной безопасности, в нынешнем осторожном виде это скорее благоприятное развитие событий. Кроме того, такое изменение статуса Японии может быть позитивным и для России.

Многие годы российские лидеры критиковали зависимость Японии от США и призывали японское правительство стать более самостоятельным. Из недавних примеров можно вспомнить, как в октябре этого года Владимир Путин, рассуждая о возможном размещении американских ракет в Японии и Южной Корее, сожалел, что суверенитет американских союзников «в этой части… сильно ограничен, они просто не имеют собственного слова, собственного мнения по этому вопросу».

Этот высокий уровень зависимости Японии от США не уменьшится до тех пор, пока девятая статья остается неизменной. Так что если Россия действительно хочет видеть более самостоятельную Японию, готовую в чем-то возражать США, то она должна не обращать внимания на необоснованные страхи возвращения японского милитаризма и поддерживать запоздалые попытки правительства Японии обновить Конституцию.

Обсудить
Рекомендуем