The Economist (Великобритания): на российско-китайской границе туристы предаются воспоминаниям о тяжелых былых временах

Для Китая одним из дивидендов мира стали деньги туристов

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Москва и Пекин уже давно разрешили территориальные разногласия по поводу острова Даманский, из-за которого между СССР и Китаем в 1969 году едва не разразилась война. Сегодня эта территория — в том числе и туристическая достопримечательность, которую китайцы с любопытством осматривают, проплывая вокруг на моторной лодке…

Мишань, Китай — Каждый год один пожилой пенсионер привозит десятки своих друзей к открытому всем ветрам таможенному посту в городе Мишань, расположенном на китайской стороне у самой границы с Россией. «Здесь нечего смотреть и нечего делать», — говорит этот человек, которого прозвали Стариком Цзяном. Но он не совсем прав. Недалеко от этого места граница между двумя странами проходит через большое живописное озеро. Мост, которым уже давно никто не пользуется, считается самым маленьким в мире мостом, соединяющим два государства. И туда ежедневно приезжают автобусы с туристами, многих из которых туда приводят воспоминания о не слишком далеком прошлом и желание увидеть этот пост собственными глазами.

Этот символ нормального взаимодействия между двумя странами мог вообще никогда не появиться. В 1969 году префектура Цзиси, к которой относится Мишань, была местом пограничных стычек между Китаем и Советским Союзом, которые, как опасались многие эксперты, вполне могли перерасти в войну. Упомянутый выше маленький мост был построен тремя годами позже, чтобы способствовать переговорам, однако эти две страны заключили мир только в конце 1980-х годов. В 1991 году Советский Союз согласился передать Китаю речной остров, который в России называется Даманским, а в Китае — Чжэньбао и из-за которого начались столкновения. Сегодня Китай и Россия называют друг друга лучшими друзьями.

За последние несколько лет места, напоминающие о том чрезвычайно напряженном периоде в советско-китайских отношениях, превратились в туристические достопримечательности. Островом Чжэньбао управляют военные, поэтому иногда туристам запрещают его посещать (особенно иностранцам). Но китайские туристы могут заплатить некоторую сумму, чтобы проплыть вокруг этого острова на моторной лодке. «50 лет назад остров Чжэньбао был в центре всеобщего внимания», — говорит пожилой китайский турист из города Гуанчжоу. По его словам, он хотел посетить это место, потому что борьба в 1969 году «принесла Китаю первую победу над Советским Союзом».

Лидер Китая Си Цзиньпин и президент России Владимир Путин утверждают, что развитие туризма помогает укреплять связи между двумя странами. В 2018 году Китай принял у себя 2,2 миллиона российских туристов, а Россия — 1,7 миллиона туристов из Китая. Однако это довольно незначительные цифры по сравнению с общим числом туристов, посещающих Китай, и китайских туристов, путешествующих по миру. Китайские компании и местные правительства вкладывают много денег в развитие официальных туристических достопримечательностей вдоль российско-китайской границы, однако основной целевой аудиторией остаются именно китайские туристы. В китайские приграничные города приезжает множество туристов из России. Однако они как правило не стремятся осматривать основные достопримечательности. Обычно они приезжают туда с огромными сумками, чтобы закупиться дешевыми товарами.

На севере, где река Уссури сливается с Амуром, находится остров Хэйсяцзы — в России он называется Большим Уссурийским островом. Это остров площадью в 350 квадратных километров, который Россия и Китай договорились разделить между собой в 2014 году. На своей стороне Китай создал заповедник, в который ежегодно приезжают около 600 миллионов туристов, в основном из Китая. Кроме того, на китайской половине острова находится заброшенная российская воинская часть, которую сохранили в качестве доказательства того, что Китаю удалось получить обратно часть своих территорий. Планы российских и китайских компаний по развитию российской части острова для привлечения туристов провалились. В 2012 году Китай завершил строительство моста длиной в 1,6 километра, который связывает его часть острова с Китаем. Между тем россияне пока могут добраться до своей части острова только на пароме. Собирая дивиденды мира, Китай практически не сталкивается с конкуренцией со стороны своего бывшего противника.

 

Обсудить
Рекомендуем