El País (Испания): Сахалин — остров, который борется с изоляцией

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Самый удаленный регион Дальнего Востока и стратегический анклав пытается остановить отток населения. Правительство обещает построить мост, который свяжет остров с материком и будет способствовать развитию ключевого региона России, в который входят Курильские острова, предмет территориального спора с Японией.

В 1890 году Антон Павлович Чехов назвал Сахалин «ледяным адом». Русский писатель провел на острове два месяца. В те времена там находилась одна из самых жестких каторг царской России. Сегодня Сахалин — самый большой остров евразийской страны. Он омывается Охотским и Японским морями, а также является важнейшим геостратегическим анклавом для государства, которое надеется вновь стать великой империей. Благодаря разнообразию агропромышленного комплекса и богатству углеводородами Сахалин прозвали новым Эльдорадо. Однако состояние экономики столь удаленного региона, где проживает менее пятисот тысяч человек, никак не улучшается. Сейчас правительство вновь заговорило об историческом и грандиозном обещании построить мост между Сахалином и материком, приступило к осуществлению проектов по развитию туризма в регионе, где сохранились огромные территории нетронутой природы. Оно также готово решить одну из самых серьезных проблем — отток населения.

Ольге известно об этом не понаслышке, ведь, возможно, она в ближайшее время уедет с острова. Работает в торговле, ей 32 года, приглядывает за двумя дочками, которые бегают и играют в догонялки рядом с внушительной статуей Ленина, возвышающейся на конце площади перед центральной станцией. Родилась на острове, рассказывает, что училась в школе неподалеку, всего в нескольких улицах. Однако не уверена, что белокурые близняшки, которым сейчас по семь лет, повторят ее судьбу. «Мы с мужем хотели бы переехать в Москву», — объясняет Ольга, пожимая плечами. Сахалин, продолговатый остров длиной практически в тысячу километров, расположен в девяти часах полета на самолете от столицы России. Он характеризуется одним из самых низких показателей плотности населения в стране — 5,7 чел/км², а средний показатель по России составляет 8,4.

Несмотря на то, что еще десятилетие назад начала развиваться углеводородная промышленность, за последние двадцать лет остров покинули более трети его жителей. Для привлечения новых людей правительство России включило Сахалин в список регионов, участвующих в масштабной программе предоставления бесплатных гектаров земли гражданам страны. Во многих регионах подобная мера, цель которой заключалась в поддержке российского Дальнего Востока, где китайские инвесторы покупают землю по хорошей цене, не оказалась успешной. Кроме того, власти подготовили планы по оказанию помощи молодым семьям с детьми на Сахалине. Они получат около двух тысяч евро за рождение первого ребенка и пособия на каждого ребенка. Ипотечное агентство Сахалина предлагает кредиты по сниженным процентным ставкам для молодых семей с детьми: для семей с двумя детьми процентная ставка на год составляет 3,5%, для многодетных семей — 0%. Об этом сообщил представитель министерства экономического развития региона во время встречи, на которую «Паис» получил приглашение из МИД России.

Чуть более десяти лет назад такие крупные компании, как «Газпром» и «Шелл», обосновались на острове для разработки месторождений сжиженного газа и нефти. На Сахалине появились новые небоскребы. В столице острова, где до сих пор можно обнаружить архитектурные вкрапления тех времен, когда он принадлежал Японской империи, провели реконструкцию, перекрасили многие фасады заметных серых жилых домов советских времен в теплые дружелюбные цвета. Однако, когда город окутывает туманный свет, он вновь напоминает изображение на открытке советских времен. Дело в том, что по данным Росстата благодаря серьезным мерам удалось сократить разрыв между теми, кто приезжает, и теми, кто уезжает, а в среднем это 24 тысячи человек каждый год.

Сейчас цель заключается в том, чтобы эти люди остались, именно этого добивается правительство. Зара Алиева с цветным шарфом на голове работает в фруктовой лавке на рынке в Южно-Сахалинске. Она переехала на остров вместе с семьей из Карабаха более пяти лет назад и уезжать не собирается. Конечно, говорит, что хотелось бы найти работу получше. Зарплата на острове невысокая, минимальная — около 18 800 рублей, но она выше, чем в среднем по стране — 10 700 рублей. Однако сотрудники углеводородной компании получают хорошо. По данным Росстата несмотря на то, что валовой региональный продукт Сахалина не сильно вырос, он является одним из самых высоких в России, уступая только таким крупным нефтяным регионам, как Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На юге острова огромные внушительные скалы в Охотском море сдерживают ветер, который окутывает мыс Великан, одно из главных знаковых природных мест Сахалина. На берегу ни души. Чуть в глубине две продавщицы разместили на прилавке лучший улов. «Эти крабы вкуснее и дешевле, чем в столице», — сказала женщина, держа в руках оранжевого ракообразного. Рыба и морепродукты по-прежнему считаются одной из главных достопримечательностей острова.

Правительство хочет заинтересовать туристов именно исследованием острова, его дикой природы. Однако по-прежнему отсутствует необходимая инфраструктура, а грузовым транспортным средствам сложно приблизиться к внушительному скалистому берегу. Как сообщает ТурСтат, в прошлом году остров посетили около 170 тысяч туристов, из них 18 тысяч — иностранцы. В этом году Дирк и Дэррил из Нидерландов, которые обожают экотуризм, решились посмотреть Сахалин. Они прилетели на самолете из Южной Кореи.

Можно доехать и на пароме, однако цена не очень низкая, особенно на те, которые отправляются не из России. До острова проще всего добраться по воздуху. Недавно аэропорт, который сейчас расширяют, был назван в честь Антона Павловича Чехова. Любопытное совпадение, если учитывать то, что писатель путешествовал в течение двух месяцев на поезде, повозках и корабле, чтобы добраться до острова, который покорил его и которому Чехов посвятил книгу «Остров Сахалин».

Кроме того, если масштабный проект строительства моста, связующего Сахалин с материком, будет воплощен в жизнь, то это может поспособствовать развитию ключевого региона для России, который важен не только из-за своего географического положения, но и потому, что в него входят Курильские острова — предмет территориального спора России и Японии. Идея соединить остров и материк не нова. Когда-то Иосиф Сталин хотел построить тоннель. Несмотря на то, что всего лишь семь километров отделяют самую западную точку Сахалина от российского материка, все проекты преодолеть это расстояние не увенчались успехом.

Сейчас предлагается построить железнодорожный мост от мыса Лазарева на материке к мысу Погиби на Сахалине. А затем построить новые железные дороги, которые будут пересекать весь остров. На втором этапе, как объяснил губернатор региона Валерий Лимаренко, обещают построить еще один мост, который соединит Сахалин и японский остров Хоккайдо. По словам губернатора, мост на Сахалин будет построен к 2035 году. Первоначальная смета стоимости строительства составляет 540 миллиардов рублей.

Обсудить
Рекомендуем