В конце года, по существующей традиции, издание U.S. News and World Report обнародовало целый ряд рейтингов 80 стран мира, составленных по довольно интересной методологии, которой можно доверять. Среди них стоит обратить внимание на рейтинг самых влиятельных стран, Most Powerful Countries, по результатам которого Украина оказалась на 39-м месте из 80 государств, рейтинг которых оценивался. Это довольно неплохой результат, хотя в прошлом году мы были на 33-м месте (Россия, к слову, находится на втором месте в этом рейтинге).
Однако существует еще один рейтинг в том же издании, который у нас остался почти не замеченным — хотя он откровенно огорчает. Это рейтинг стратегически мыслящих стран, Most Forward Thinking Countries, где Украина заняла предпоследнее место — 79 из 80 (и здесь мы также снизились, в прошлом году были на 72-м).
В эти же дни конгресс США одобрил законопроект об оборонном бюджете, который, помимо других важных аспектов безопасности, включает санкции против компаний, задействованных в строительстве пресловутых проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Длительная борьба группы стран Центральной Европы, представителей Нафтогаза, правительственных структур и целого ряда депутатов Верховной рады Украины прошлого созыва, экспертной среды увенчалась безоговорочным успехом. Это — именно тот пример, который объясняет, почему Украина признана более влиятельной, чем такие страны, как Греция, Финляндия, Польша, Румыния или Венгрия. Когда действуем вместе — побеждаем.
И в то же время, этот же пример свидетельствует, почему мы опережаем только Иран в рейтинге стран, умеющих мыслить на перспективу.
Прежде всего — несколько технических подробностей.
Радость по поводу американских санкций — немного преувеличена. Очевиднее всего это касается «Турецкого потока», ведь подводная часть двух веток трубопровода уже построена, а санкции затрагивают лишь прокладку морского участка. То есть введение санкций против компаний, которые строили этот проект, уже не представляется возможным.
Но главное в том, что и в отношении «Северного потока-2» американские санкции вряд ли смогут достичь цели и остановить прокладку газопровода. Хотя это и не так очевидно.
Строительство «Северного потока-2» было задержано в связи с мужественной и последовательной позицией Дании. Благодаря всему этому, запланированная на конец года прокладка труб в водах Балтийского моря до сих пор не завершена, хотя остается совсем немного, и соответствующие запросы от компаний-подрядчиков на прокладку труб будут выполнены.
Что же произойдет с американским санкционным решением?
После подписания решения Дональдом Трампом начинается отсчет шестидесяти дней для подготовки отчета в отношении конкретных нарушителей этого закона, а затем будет приниматься решение о введении против них санкций.
Между тем потенциальным нарушителям предоставляется тридцать дней на добровольный выход из проекта. Санкции будут применять только после этого и в отношении тех, кто не вышел. Следовательно, у швейцарской компании Allseas, трубоукладчики которой работают в проекте, финансируемом Газпромом и его партнерами Uniper SE, Engie SA, RoyalDutchShellPlc, OMV AG и BASF SE's Wintershall, еще есть месяц, чтобы завершить прокладку труб на глубине более 100 футов (30 метров).
Теоретически, если увеличить темпы, они могут успеть завершить работы на глубоководных участках (потому что под санкции попадают только они!). К сожалению, значительная часть из тех 300 километров трубы, которые осталось проложить, проходит под небольшими глубинами, меньше даже чем в 10-20 метров. Разрешение на завершение этих работ теперь должно дать только немецкое Федеральное агентство по морским делам и гидрографии. Правда, по сообщениям DW, в Германии против этих «труб», особенно на мелководных участках, выступают еще и экологи, но позиция федерального правительства известна — проект «Северный поток — 2» должен быть завершен.
Следует отметить также, что закон предоставляет президенту США полномочия не применять санкции, если он сочтет это важным для национальных интересов США и обоснует конгрессу свою позицию. Юридическая казуистика этого закона дает определенную гибкость в обе стороны санкций.
Таким образом, появляются основания не исключить того, что трубопровод все равно достроят, поскольку санкции со стороны США — едва ли не единственный инструмент, который мог бы остановить «Северный поток — 2» и «Турецкий поток» еще год назад, — приняты с опозданием.
Но это — не единственная проблема, которая может стать реальностью после вступления в силу оборонного бюджета с включенными в него инструментами давления на «Северный поток — 2».
Вполне прогнозируемо, что санкции против проекта, в котором задействовано более шестисот европейских компаний, включая целый ряд «тяжеловесов», которые вложили по миллиарду долларов в консорциум с Газпромом, приведут к ухудшению и без того крайне напряженных отношений между Европой и США. Влиятельные политики Германии, в том числе члены правительства и Бундестага, уже высказались в духе того, что США вмешиваются во внутренние дела Европы, пытаясь диктовать энергетическую политику Германии, Франции и остальным.
Предыдущий состав Еврокомиссии поддерживал по этому вопросу Польшу и Украину, даже, несмотря на давление со стороны Германии. Однако сейчас во главе ЕК находится представитель Германии, и ситуация вполне может измениться, тем более, что от санкций, пусть и косвенно, но пострадают также компании из Франции, Италии, Нидерландов, Австрии, Швейцарии.
Худшее развитие событий — это раздувание антиамериканских настроений в Европе в случае, если санкции в отношении «Северного потока — 2» все же вступят в силу. Последствия этого сценария не стоит недооценивать, он может привести к правительственному кризису в Германии, вплоть до потери должности канцлером Ангелой Меркель.
Другой сценарий — глава немецкого правительства будет защищать интересы своей страны, и тогда неизбежным будет ухудшение отношений Германии с США.
Оба упомянутых сценария будут означать появление большой внешнеполитической «растяжки» для Украины, которая и без того оказалась в крайне сложной ситуации.
Балансирование между скандалами в Вашингтоне и необходимостью решения проблемы на востоке Украины в течение ближайших четырех месяцев при прогнозируемой активизации агентов России по расшатыванию внутриполитической ситуации потребует филигранной дипломатической работы и консолидации общества.
Что должна сделать Украина?
Прежде всего, не впадая в эйфорию и не полагаясь только на санкции — завершить заключение транзитного контракта на выгодных Украине условиях. В этом вопросе мы имеем поддержку в ЕС, а наша позиция была и остается сильнее, чем у Газпрома. И, наконец, санкционное решение конгресса также играет в нашу пользу.
Следующим этапом должно стать, наконец, формирование реальной стратегии по обеспечению «газовой независимости» с осуществлением быстрых практических шагов по диверсификации газового рынка.
Надо понимать: даже в случае, если сейчас удастся на некоторое время приостановить завершение строительства «Северного потока — 2», Россия не оставит своих планов. Рано или поздно трубопровод станет реальностью.
Путин умеет формировать «пакетные» сюрпризы, в США грядут выборы, а там и Франция войдет в избирательный цикл.
Без понимания этого Украина не сможет победить в игре «в долгую». Ибо хотя место в рейтингах и не является самоцелью, но повышение качества «forward thinking» еще ни одному государству не помешало.