El País (Испания): вундеркинд из российской глубинки

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В свои 28 лет режиссер Кантемир Балагов уже получил призы в Каннах за два фильма. Последний фильм «Дылда» попал в шот-лист претендентов на премию «Оскар» в номинации «Лучший международный художественный фильм». О творчестве этого молодого художника рассказывает «Паис».

В Кабардино-Балкарской автономной области проживает чуть больше 865 тысяч человек. А в столице, Нальчике — 250 тысяч. Эта область расположена на полпути между Черным и Каспийским морями, на севере Кавказских гор и возникает ощущение, что там никто не живет. В Нальчике вырос лауреат Нобелевской премии по физике, хотя родился он в другом городе. А теперь появился Кантемир Балагов. Режиссеру всего 28 лет, а он уже представил два первых фильма в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, и оба раза победил. Он вундеркинд мира кино с Кавказа и самая большая знаменитость Кабардино-Балкарии. 16 декабря в телефонном разговоре Кантемир сказал: «Я об этом нечасто думаю, наверное, я молод и всё делаю быстро. Я снимаю кино не для того, чтобы снимать кино, я ищу темы, о которых мне есть что рассказать, чувства, которые я хотел бы передать. Меня окружает всё это давление и возбуждение по поводу моей карьеры, но исходит это не от меня».

Балагов родился в семье со средним достатком, которая никак не была связана с кинематографом. И Кантемир вовсе не интересовался этим искусством, пока вместе с друзьями не снял интернет-сериал с 10-минутными эпизодами. А затем он поступил в университет в мастерскую Александра Сокурова, авторитетного режиссера, обладателя «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст». Тогда жизнь Балагова кардинально изменилась. Он стал знаменитым кинематографистом, а в Испании прошла премьера его фильма «Дылда». Это история о двух девушках, которые пытаются начать жизнь заново в Ленинграде 1945 года, где после Второй мировой войны остались одни руины. Как и в своем первом полнометражном фильме «Теснота», режиссер хотел показать насилие в отношении женщин. Действие второго фильма разворачивается в другом месте и в другую эпоху. «Прозвучит странно, но для меня описание такого насилия выполняет функцию самосознания. Мне комфортно в этой вселенной женщин, при помощи этих персонажей я изучаю самого себя, — говорит он. — Я не хочу, чтобы меня ассоциировали с насилием в отношении женщин. Я всегда жил в окружении женщин, моей матери и сестры, и в нем я чувствую себя защищенным».

В основе сценария среди прочих книг лежит произведение Нобелевского лауреата по литературе Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». «На меня оказали влияние разные авторы, но женский взгляд на военных конфликт, который представила Алексиевич, пробудил во мне интерес, поскольку он демонстрирует жертвы целого поколения женщин. Помню, что прочитал эту книгу на занятиях Сокурова, и она меня сильно поразила». Дылда живет в конкретном городе, Ленинграде, в конкретную эпоху, 1945 год, однако при просмотре фильма Балагова создается впечатление, что всё происходит вне времени. Например, почти не видно символов и восхвалений коммунизма: «Для меня кино — это способ обрести бессмертие, и поскольку политические лидеры тех времен не вызывают у меня большой симпатии, я решил не увековечивать их в своем фильме». Режиссер считает, что сейчас немногое поменялось. «Это правда, нынешние политические деятели меня тоже не радуют».

Во время съемок было проведено большое количество репетиций, а также снят pre-shoot, что-то вроде фильма-черновика, для того чтобы «настроить положение камеры». Балагову очень нравится работать с цветами, каждый фильм он старается снять в определенной цветовой гамме. «Я верю в драматургию цвета, поэтому выбрал красный и зеленый. Красный символизирует потрясение, боль, события, разъедающие душу; зеленый означает надежду». Для передачи эмоций Балагов использует серые цвета. Нет ни героев, ни злодеев, есть только скрытая борьба за контроль над эмоциями: «Две главные героини любят друг друга и придают друг другу силы. Сокуров при обучении всегда настаивал на том, что самое важное — это понять персонажей и найти им оправдание». На вопрос, по-прежнему ли он советуется с Сокуровым, режиссер ответил: «Не так, как два года назад при съемках первого фильма, но душой он всегда рядом. Он мой учитель и наставник».

Обсудить
Рекомендуем