Русский реализм как художественный жанр возник в первой половине XIX века и оставался в истории искусства почти двести лет: среди реалистов выделяются такие имена, как Репин, Суриков, Левитан, Шишкин, Крамской, Серов и другие блестящие художники. Многие из выдающихся полотен, созданных ими, оказали большое влияние на историю развития мирового искусства. С 1930-х годов китайские писатели и художники были глубоко увлечены и поражены русским реализмом. Сюй Бэйхун (китайский живописец и график, один из первых китайских художников XX века, который объединил национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи — прим. пер.) с энтузиазмом старался познакомить китайцев с русским реализмом и говорил о нем, как об искусстве, демонстрирующем «непоколебимость своих моральных принципов, чувствительность кисти и смелость неприкрытой правды». Данным утверждением художник подчеркивает восхищение духом русского реализма. На развитие современного китайского изобразительного искусства русский реализм оказал намного большее влияние, чем на искусство других стран и художественных школ. Искусство русского реализма не только объединено глубокой идейностью, но также обладает исключительным художественным мастерством и достигает совершенного единства внутреннего смысла и внешней формы. Его влияние на китайское искусство в основном проявляется в идейности и исторических характеристиках реалистических картин, а также в повествовательном характере языка живописи реализма.
Акцент на идейно-историческом характере живописи
XIX век был провозглашен «золотым веком» развития русской культуры и искусства. Философия, литература, музыка, живопись и другие виды искусства этого периода породили множество известных по всему миру классиков. В области искусства художники того времени делали энергичные попытки снять ограничения традиционного художественного образования, сбросить оковы академизма в искусстве и наконец выступать с позиции реальной социальной жизни и общества, используя при этом творческие методы критического реализма в отражении действительной национальной истории и общественной жизни России. Таким образом, живопись выражала самые глубокие мысли и благородные стремления художника к отражению социальной и исторической реальности, воплощала сильное беспокойство о принципах человечности и размышления о патриотизме. Например, главные работы Сурикова изображают основные события, повлиявшие на исторический путь России. Он часто писал исторические фигуры и события в моменты противоречивых и сложных дилемм, тем самым выражая собственные мысли и эмоции по отношению к проблеме. Живописный шедевр Репина на историческую тему «Иван Грозный убивает своего сына» также имеет сходные характеристики: картина ярко и глубоко изображает психологическое состояние исторических деятелей и показывает сложный духовный мир персонажей. Известный русский критик Стасов высоко ценил русское реалистическое искусство: «Теперь перед нами другая порода художников, здоровая и мыслящая, отбросившая в сторону побрякушки и праздные забавы художеством, устремившая, наконец, серьезные свои очи на историю и все, что происходит вокруг…».
Действительно, создание исторических картин не должно быть просто иллюстрацией или воспроизведением исторического события, на самом деле это рефлексия и анализ истории. Создание многих крупных исторических сюжетов о России и Советском Союзе основано на выдающихся проявлениях человеческого героизма на протяжении истории и на войне или же на трудностях и личном опыте отдельных исторических личностей. Исторический характер художественного творчества проявляется не в простом изображении какого-либо события, а в постоянном переосмыслении значения этого события для истории, познании настоящего и демонстрации развития и изменения человеческого мнения относительно события. Таким образом, воспроизводя историю, живопись передает какую-то мысль.
Снова посетив Советский Союз в 1949 году, Сюй Бэйхун сказал: «Социалистическое содержание и народная форма, блестяще продемонстрированные произведениями в жанре реализма, сильно взволновали меня». С тех пор он активно продвигал искусство китайского реализма. После основания Нового Китая китайские художественные круги приняли стратегию выхода за рубеж и политику открытости для того, чтобы изучать и применять методы русского и советского реализма. В процессе изучения и освоения искусства русского и советского реализма китайские художники создали много выдающихся реалистических картин, таких как «Восхождение на пик Музтагата» Цзинь Шанъи, «Начало» Чжан Цзяньцзюня, «Письмо из далеких мест» Ван Чэнъи, «Ожидание переправы» Ван Сюйчжу, «Сянь Синхай в Шэньбэе» Юй Чангуна, «Сирота» Гао Хуна, «Сезон сбора урожая» Жэнь Мэньчжана, «Послеобеденный отдых» Вэй Чуаньи и другие. Эти картины смело демонстрируют жизнь человека в сложные и полные испытаний годы. В частности, основные темы реалистичной живописи этого периода — это исторические события Гражданской войны и ход антияпонского сопротивления. Эти картины демонстрируют чувство приобщенности к истории и яркие реалистичные сюжеты, воспроизводят глубокие мысли и патриотические чувства китайских художников. Например, картины Дун Сивэня «Красная Армия не боится трудностей экспедиции», Ши Лу «Сражения на фронтах Шэньбэй», Чжан Цзяньцзюня «Пять сильных людей горы Ланъя», Пань Хэ «Во времена испытаний и скорби», Ван Шэнле «Восемь женщин, бросающих в Янцзы», Фэн Фасы «Лю Хулань умирает за правое дело» и другие. Эти великолепные картины стали классикой современного китайского искусства на революционные темы и сюжеты новой истории. Многие из них либо скрыто, либо явно демонстрируют неповторимое очарование русского и советского реализма. Поэтому нетрудно разглядеть влияние русского реалистического искусства на китайскую живопись. Эти картины впитали в себя особенности русского реализма, фокусируясь на идеологических и исторических характеристиках. В то же время художники вынашивают революционную страсть и глубокие исторические эмоции, которые не только отражают характерные черты революционного реализма и народного характера, но и сливаются с моральными идеалами творческого метода революционного романтизма. Живопись того периода представляет достижения китайских художественных кружков в исторических сюжетах. До сих пор, восхищаясь этими картинами, показывающими вдохновляющие исторические события и высокий моральный дух людей, зрители все еще чувствуют себя сопричастными и будто бы присутствующими при тех событиях. Исторический характер полотен получил новое внутреннее содержание благодаря течению времени.
Цель повествовательного характера языка живописи
Русское реалистическое искусство, тесно связанное с исторической значимостью темы, имеет очевидные литературно-повествовательные особенности. В повествовательной природе языка живописи эти произведения искусства часто содержат очень трогательный, психологический, культурный и политический факторы. Повествовательный характер искусства живописи заключается в сюжетах, рассказывающих историю нескольких персонажей в определенный исторический период или локации. Тем не менее этот рассказ — не просто какая-то законченная история: за изнанкой полотен часто стоит художник и его личное эмоциональное состояние, и психологическая деятельность в период рисования, а также авторское понимание характеров людей, реальности и всего мира. Нарративный характер русского реалистического художественного языка отражается не только в том, чтобы рассказывать историю через изображение и историческую подоплеку, показывать картины человеческих характеров и быта, но передать жизненную позицию и ценности за пределами картины. Эти художественные инструменты часто приносят зрителям вдохновение и выводят эстетическое восприятие на новый уровень.
Картины Репина отражают чистую надежду и настойчивое стремление к реалистичности. Сюжетные мотивы его картин часто бывают очень убедительными и выразительными. Большинство его полотен изображают драматические сцены с сильными повествовательными и поэтическими чертами, сосредоточенными на изображении выражений лиц персонажей, отражающих внутренние чувства. Показательным полотном в этом отношении является работа «Запорожцы». Героями картины являются казаки, которые очень любили свою родину и потому отказались подчиняться султану, приказавшему им сдаться. Повествовательный характер реализма передает великий дух и жизненные установки русского народа. Действительно, искусство русского реализма полностью воплощает одновременное стремление к формальному языку живописи и к литературности сюжета. Каждое полотно похоже на выразительный поэтический эпос: этот сильный язык живописи и нарратив языка уникальны в истории мирового искусства.
Нарративный характер русских и советских картин также оказал влияние на реалистические картины в Китае. В статье «Вспоминая выставку советских гравюр» Лу Синь очень высоко оценил советские гравюры: «Искренние, но не упрямые, очаровательные, но не непристойные, радостные, но не карнавальные, энергичные, но не грубые; динамичные рисунки заставляют людей чувствовать…», — эти строки позволяют людям почувствовать богатство внутреннего содержания и энергичный стиль повествования русского реалистического искусства.
Нарративный характер искусства должен с помощью повествовательного приема произведения представлять характеристики и духовные особенности разных времен, разных наций, разных исторических событий и моральный облик разных персонажей. В реалистических картинах Китая особенно подчеркивается этот повествовательный характер. Например, после основания Нового Китая многие художники использовали реалистичные выразительные методы и повествовательные подсказки, чтобы выразить дух эпохи победы революции в направленности своих работ, а также создали новые образы великих лидеров и героических персонажей. Например, картины Сюй Бэйхуна «Народное соболезнование Красной Армии», Ван Шико «Сбор войск в Цзинганшане», Фэн Фасы «Переход через гору Цзиньшань», работы Дун Сивэня «Вброд через реку Даду», Ай Чжунсиня «Марксисткий кружок Мао Цзэдуна в 1920 году», произведения Ся Тунгуаня «Наньчанское восстание», Хо Иминя «Товарищ Лю Шаоци и шахтеры Аньюаня» и другие. Все эти художники либо получили художественное образование в России, либо находились под влиянием русского реализма и успешно интегрировали его в характерный национальный колорит. В то же время, их работы, обладая яркими эпохальными особенностями и сильными повествовательными характеристиками, реализовали духовную направленность искусства и его образовательную роль, заложили прочную основу для реалистического отображения революционных исторических тем.
Вдохновение и перспективы
Русское реалистическое искусство оказало глубокое положительное влияние как на китайский художественный мир, так и на китайское художественное образование. В первой половине XX века многие китайские художники учились в Советском Союзе, чтобы понять и изучить реалистическую живопись. Сюй Бэйхун пропагандировал традицию реализма, укреплял реализм в искусстве с помощью масляной живописи, чтобы отразить связь между искусством и реальной жизнью. Вплоть до настоящего времени, картины русских реалистов много раз экспонировались в Китае, и связь между китайским и русским искусством никогда не была и не может быть разорвана. Влияние русского реализма на китайские художественные кружки в основном происходило в XIX веке с помощью передвижников, русских представителей реализма, а также более позднего советского соцреалистического искусства. Урок русского искусства реализма для китайской живописи заключается в том, чтобы помочь придать творчеству новые исторические взгляды и по-настоящему отразить особенности времени.
В мире искусства дух и концепция реализма создали системный подход, позволяющий людям познавать и чувствовать мир, выражать и переосмысливать его. Вместе с тем этот подход помогает людям выражать самих себя через познание реального мира и чувствовать себя единым целым со вселенной. В новую эпоху многие художники отстаивают реализм, призывают к традициям, выделяют самые классические и основные вещи в искусстве и пропагандируют национальный дух. С одной стороны, китайская традиционная национальная культура должна быть отражена в живописи, а исторический и повествовательный характер реалистической живописи дает ей превосходство с точки зрения техники и содержания. С другой стороны, живопись непрерывно развивается и изменяется, и актуальные произведения искусства одного временного промежутка в быстроте течения времени превратятся в произведения истории в другом периоде, давая возможность современному человеку переосмыслить их и понять заново, и эта временная трансформация покажет серьезный исторический характер и значение.
В современном искусстве снова делается акцент на реализм, а его нарративный характер не только отражает онтологические характеристики искусства, но и воплощает фундаментальные требования исторической эпохи к искусству. Наполненные литературными и повествовательными характеристиками реалистические произведения часто обладают внутренней мощностью, которая связана с величественной историей и живым и сложным реальным обществом. Это зеркало времени и отголосок истории. Оно может иметь не только разнообразную трактовку, но и широкое пространство для осмысления. Начиная с политики реформ и открытости, китайское творчество было обильным и разнообразным, появилось множество арт-направлений, будь то выбор тем или методов творчества, также существовало множество различных тенденций. Однако, несмотря на это, реалистическое искусство никогда не устареет и постоянно развивается. У китайских художников в сердце должен быть народ, а под ногами — реальная жизнь. Они должны стремиться увековечить истинное чувство ради исторической памяти и народа и черпать источник вдохновения из истории и реальной жизни. Они должны на основании принципов реалистического искусства в своих эпических полотнах отражать современную эпоху и национальный дух. Это единственный путь для художников новой эпохи.
Лю Яньхуэй (刘艳辉), факультет искусств Хэйлунцзянского университета