The Atlantic (США): Путин лицемерно отдает дань демократии

В своей попытке удержаться у власти российский самовластный президент делает вид, что подчиняется конституционным нормам.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Автор не оригинален: за отставкой Медведева он видит всего лишь попытку Путина остаться в политике и после 2024 года. В ход идут оскорбления. При этом автор как будто не замечает: он сам говорит, что реформы «а ля Горбачев» могут опять развалить страну, — и сам же советует именно их-то и проводить.

Вчерашняя отставка правительства в Москве и предложенные Владимиром Путиным конституционные изменения являются несомненным ответом на «проблему 24», как ее называют российские обозреватели. Дело в том, что в 2024 году заканчивается четвертый президентский срок Путина.

В 2024 году Путину будет 72 года. К тому времени он будет находиться у власти 24 года. Нашим санкциям помогает русская бюрократия. В стране отвратительный инвестиционный климат, в котором царствует бюрократический рэкет и коррупция. Из-за них экономика Россия вряд ли выберется из депрессии, а без этого не будет и никаких перспектив устойчивого и существенного роста. Бедность в стране усиливается. Люди сообщают во время опросов общественного мнения, что ненавидят власть на всех уровнях, начиная с мэров городов и кончая премьер-министром. Почти всех их они считают жуликоватыми, некомпетентными и бесчеловечными. Качество здравоохранения и образования неизменно ухудшается, а социальной мобильности на каждом шагу мешают кумовство и взяточничество.

Но ни у кого нет сомнений, что Путин и дальше захочет править страной. Во-первых, говорят, что он презирает тех, кто подает в отставку, будь это Николай II или Михаил Горбачев, которого он недолюбливает больше всех среди российских руководителей. Но самое важное обстоятельство заключается в том, что, пробыв 24 года у власти, он не может представить Россию без себя у ее штурвала. И наконец, есть проблема личной безопасности. Построенный им режим столкнется с серьезной угрозой дестабилизации, а то и распада, и при смене режима он может оказаться за решеткой или даже в худшем положении.

Поэтому Путин вчера предложил целый ряд мер. Отправить в отставку очень непопулярного премьер-министра Дмитрия Медведева. Ограничить президентство двумя сроками. Передать больше полномочий парламенту (где путинской партии «Единая Россия» принадлежит подавляющее большинство). Поднять на вершину власти мало кому известный сегодня консультативный орган Государственный совет — скорее всего, чтобы Путин в свое время мог его возглавить.

Назовем это стратегией Назарбаева: серия изменений на вершине пирамиды власти, когда действующий лидер отступает на второй план, но продолжает крепко держать в руках бразды правления. Когда президент соседнего Казахстана Нурсултан Назарбаев в свои 79 лет объявил об уходе в отставку (это было в прошлом году), он сохранил за собой пост председателя совета безопасности, который контролирует полицию и армию, остался лидером партии «Нур Отан», которая преобладает в парламенте, и сделал ставку на то, что новый президент будет просить у него разрешения при назначении людей на ключевые министерские посты. Вдобавок ко всему Назарбаев добился, чтобы в честь него переименовали столицу страны, присвоил себе титул Елбасы, или национального лидера, а дочь поставил во главе сената. Назарбаев брал пример с китайца Дэн Сяопина, который постепенно отказался от всех государственных постов, однако до 1989 года сохранял за собой самый важный: председателя Центральной военной комиссии.

Хотя Путин обладает в России огромной властью, в XXI веке мало кто может управлять страной, не соблюдая хотя бы видимость демократических процедур. А Путин всегда на словах поддерживал демократию и свободу, соблюдая и вправду формально законы. Плюс к этому, будучи юристом по образованию, он соблюдает букву российской конституции ельцинской эпохи, грубо нарушая при этом ее дух. В 2000 году Путин стал президентом на четыре года, а в 2004-м был переизбран на второй срок. Чтобы в 2008-м пойти на третий срок, ему надо было изменить конституцию. Он не хотел так поступать, поэтому Медведев заменил его на один срок, а Путин номинально отошел в сторону, заняв пост премьер-министра.

В 2012 году он вернулся, на сей раз уже на шестилетний срок, а в 2018 году остался еще на один. Еще одну рокировку с Медведевым он сделать не может, просто из-за своего возраста. Временщик пробудет на президентском посту шесть лет, и Путин сможет снова стать президентом в 78-летнем возрасте. Даже в России такой шаг будет непопулярен. Далее, сейчас политическое положение у Путина намного более ненадежное, чем в 2008 году, когда он передал Медведеву Россию, где доходы с 2000 года ежегодно увеличивались на 10 процентов. Он был героем, и вполне мог отсидеться четыре года, не опасаясь за свою репутацию. Но сейчас темпы роста в России составляют один процент в год, и это продолжается уже 10 лет. Его рейтинги, как с радостью отмечают все новостные агентства в США, опасно близки к той отметке, где они были в 2013 и в начале 2014 года, прежде чем он аннексировал Крым. Он не может делегировать власть, и институциональные изменения ему просто необходимы, чтобы эту власть сохранить.

Но заработают ли сегодня в России те изменения, которые Путин вчера объявил? Даст ли это ему достаточно легитимности, чтобы руководить страной и после 2024 года?

Вряд ли. Сформировав самый циничный из всех российских политических режимов, Путин попытается пробудить народный энтузиазм, чтобы этот народ поддержал его замаскированное стремление сохранить личную власть. Но в лучшем случае народ отреагирует на это несколькими зевками, а более вероятной реакцией станет раздражение и сарказм.

Путин не желает идти на реальные структурные реформы с целью ослабления удушающей хватки коррупции и стимулирования роста. Ведь для этого надо последовать советам США: сократить государственный контроль в экономике, защищать права собственности в менее раболепных судах, обеспечить прозрачность в работе государственной власти, повысить ее ответственность, ограничить антизападную пропаганду, говорить больше правды на телевидении и создать настоящую оппозицию в парламенте.

Вполне справедливо опасаясь, что такие перемены со временем разрушат его режим (перед ним пример слушавшего США и Европу Горбачева) во время своего третьего президентского срока, начавшегося в 2012 году, Путин изменил основы легитимности своего режима. Он перестал говорить об экономическом росте, переключившись на репрессии внутри страны и на агрессию за рубежом. Война на Украине, захват Крыма, война в Сирии — все это не заставило себя долго ждать. Он стал воюющим президентом, защитником России, которую якобы осаждают враги. И в то же время Путин каким-то образом стал реставратором советской сверхдержавы и ее былой славы. Оседлав скакуна милитаристского патриотизма, Путин, по крайней мере, сегодня более популярен, чем остальные члены его правительства. Однако спешиться ему будет очень трудно.

Назарбаевский вариант стоило опробовать. Но если попытка Путина решить «проблему 24» навредит его рейтингам, соседям следует быть начеку. Очередной взрыв патриотической истерии, а значит, и очередной Крым вполне возможны.

Автор — директор программы изучения России в American Enterprise Institute

Обсудить
Рекомендуем