Сверхдержава может демонстрировать военную мощь на огромные расстояния и при необходимости даже участвовать в нескольких войнах одновременно и на разных континентах. Это стоит больших денег, нужно вкладывать средства в военные базы, корабли, самолеты, танки, пушки, ракеты, транспортные средства и развитие коммуникационных связей. Для этого также необходимы экспедиционные войска из десятков тысяч военнослужащих, которые готовы участвовать в военных кампаниях в любой точке мира. И, конечно же, нужно иметь ядерное оружие.
Эти условия остаются в силе и сегодня. Однако сейчас существуют более короткие пути, благодаря которым правительства могут вмешиваться в дела одной или нескольких стран, ослабляя или подчиняя международных противников, и не осуществлять крупномасштабные инвестиции.
Россия — яркий тому пример. Владимир Путин виртуозно распространяет свою мощь на другие страны при минимальных затратах. Он понимал, что Россия не может конкурировать в военном плане со своими главными противниками — США и Китаем. Он также знает, что российская экономика и ее потенциал в области технологических инноваций не соответствуют уровню конкурентов. Очевидно, что ядерное оружие можно применять исключительно в крайних случаях. Например, оно бесполезно в вооруженных конфликтах в Сирии, Ливии или на Украине, в которых участвует Россия.
Владимир Путин был не единственным политическим лидером, понимающим недостатки страны, которой он управляет. В 2014 году президент Барак Обама пренебрежительно назвал Россию «региональной державой, которая может угрожать своим непосредственным соседям». Он также отметил, что нападки России на страны, которые находятся с ней в географической близости, «были проявлением не силы, а слабости».
Барак Обама ошибся. Спустя два года эта «региональная держава», международная агрессия которой была, по мнению американского президента, «признаком слабости», вмешалась в президентские выборы в США и осложнила политическую ситуацию в этой стране.
Кроме того, существуют все основания полагать, что Россия попытается повторить это и на президентских выборах в США в следующем году. Мы видим, как российские хакеры или специалисты, которых спонсирует Россия, научились сеять смуту в других обществах, вызывать сомнения относительно того, во что верить и кому доверять, а также усугубляют уже существующие разногласия и конфликты или создают новые, помогают одним политическим игрокам и разрушают репутацию других.
Всё это они могут делать и делают, причем не только в соседних странах, но и в более удаленных. Российские хакеры и боты вмешались в сепаратистский конфликт в Каталонии и в Брексит в Соединенном Королевстве, в выборы в Германии и Франции, а также в Эстонии, Грузии и на Украине.
Однако речь идет не только о современном применении того, что российское правительство называет «политическими технологиями». Оно также имеет возможность использовать кибероружие для вывода из строя электросетей, средств телекоммуникации, транспортной и финансовой инфраструктуры другой страны.
«Подразделением 29155» называют секретный российский разведывательный орган, цель которого заключается в дестабилизации ситуации в Европе посредством убийств и других средств. «Группа Вагнера» — российская частная военная компания, наемники которой принимают участие в конфликтах, представляющих для России интерес. Еще одна российская частная организация, Агентство интернет-исследований, специализируется на использовании интернета для поддержки глобальных целей Кремля.
Очевидно, что на глобальном уровне Россия оказывает несоразмерно большое влияние с учетом собственного нестабильного экономического и социального положения. Несмотря на то, что Россия — самая большая страна в мире, по масштабам экономики она уступает Бразилии и Италии. Наблюдается анемичный экономический рост. России не удалось диверсифицировать экспорт, доля газа и нефти составляет 70%. По данным Всемирного банка, уровень благосостояния на душу населения в России составляет всего 20 процентов от среднего уровня в странах — членах ОЭСР. Если подобная тенденция сохранится, то для достижения такого же уровня России понадобится сто лет. Кроме того, 10 процентов самых богатых россиян обладают 85 процентами материальных благ страны. Численность населения России сокращается и, по оценкам, к 2050 году уменьшится на 32 миллиона. Это означает, что существуют другие серьезные недостатки, например, плохая система здравоохранения.
Все это отнюдь не характеристика сверхдержавы. Однако, несмотря на эти недостатки, сегодня путинская Россия — главный герой самых острых конфликтов столетия. И это у нее получается не только хорошо, но и дешево.