Виртуальная певица Мику Хацунэ: поп-идол, способный заменить живое общение

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мику Хацунэ — виртуальная японская певица, которая уже успела стать настоящим поп-идолом в Японии: на ее страницу в Facebook подписано более 2 миллионов пользователей. И это не все ее достижения. Некоторые даже нашли в ней замену настоящей девушке. Что это — массовая истерия или проявление социальных проблем?

Мику Хацунэ — виртуальная певица, созданная японской компанией Crypton Future Media. Впервые появилась в 2007 году, после чего стала стремительно набирать популярность. Она является самым известным и популярным вокалоидом. Благодаря технологии псевдообъемной проекции на полупрозрачный экран, она дает живые концерты и уже успела стать настоящим поп-идолом: на ее страницу в Facebook подписано более 2,5 миллионов пользователей.

Журнал Wired отмечает экстравагантность и непонятность молодежной культуры Мику для взрослых. Это исключительно молодежная поп-культура. Ведь Мику всегда 16 лет. Она подпитывается энергией от толпы. Это саморазвивающееся, очень популярное ПО. Даже ее самые рьяные фанаты не знают, как ее описать. «Она имеет человеческое обличие, но превосходит возможности человека. Она как богиня. Это великая поп-звезда пост-гуманистического развития». Ее музыканты играют на реальных инструментах, но спроэцированная на голографический экран она поет песни, которые были записаны многие месяцы назад.

Мику перешагивает через границы. Сегодня она дает концерты в Сингапуре, завтра — в Америке. И что интересно — ее фанаты подпевают ей по-японски, таким образом ее можно считать двигателем японской поп-культуры. Восторженные девочки, которые не знают японского языка, тем не менее считают песни Мику «очень трогательными». 

Мику превратилась в узнаваемый повсюду японский логотип. И бизнес с удовольствием пользуется этим. Сегодня в Японии каждая уважающая себя корпорация или компания имеет какие-то рекламные «фишки», связанные с Хацунэ. Это уже не только элемент поп-культуры, это составная часть бизнеса.

Японское издание Toyo Keizai объясняет популярность виртуальной певицы так: благодаря Мику зарождается новая культура. Неправильно считать культуру, связанную с вокалоидами, сообществом, которое просто увлекается песнями из аниме. Это — средство общения любителей музыки. Благодаря ему ускоряется процесс обмена информацией.

Участники этого сообщества хотят писать свою музыку, играть на музыкальных инструментах, слушать оригинальную музыку и общаться с ее авторами. То есть связываются различные направления, имеющие отношение к музыкальной сфере, и все это приводит к росту популярности вокалоидов. Также они объединяют людей, которые разделяют общие ценности. 

О будущем музыки упомянула и Кэйт Хадчиссон в статье The Guardian. За таким искусственным вокалоидом, каким является Мику, действительно может быть будущее музыки. В Японии ее записи расходятся миллионными тиражами. Почитатели Мику копируют ее голос, одежду и движения. С того момента как в 2013 году была создана англоязычная версия ПО вокалоида, Мику начала быстро завоевывать весь мир. В США она «поддержала» гастроли Lady Gaga. Некоторые считают это виртуальным помешательством. Серьезные музыканты в США и Европе считают ее кривляния смешными, отражающими японскую молодежную маргинальную культуру. Но с Мику нужно быть осторожнее. Ее сила в «краудсорсинге». На нее работает огромная армия фанатов. Ведь в репертуаре Мику имеется более 100 000 песен. И бóльшая часть из них написана ее почитателями. Сегодня широко развивается «коллективное творчество» во имя Мику. Так что запас креатива и идей вокруг нее огромный.

Продюсер Мику Сасаки Ватару: «Это очень органический проект, и он прорастает сквозь Интернет. Как только песни Мику попадают к ее подписчикам, мы уже не можем контролировать процесс. Музыку тут уже пишут пользователи и фанаты. И, если она начинает принадлежать им, значит она принадлежит им. Да, песни Мику могут уступать современным западным хитам, но мы и не собирались делать из нее поп-звезду. Возможно, она неожиданно запоет жесткий „металл" или выступит с электронной музыкой. Это все в руках ее фанатов».

Vulture предостерегает: «Только не вздумайте назвать Мику мультяшкой или карикатурой — за ней стоит гигантская армия преданных поклонников, которые разорвут вас за это в клочья».

В принципе попытки синтезировать отрывки человеческих голосов в какое-то единое звучание типа музыкального произведения предпринимались давно. Еще в 1962 году на IBM был создан первый «поющий компьютер». Искусственные голоса присутствуют и в фильме Стэнли Кубрика 2001 года «Комическая Одиссея».

Но по-настоящему этот тренд начал развиваться в Японии с 2004 года. Там сначала появилась девушка Meiko, потом ей на смену появилась Kaito. Но самым удачным вариантом стала именно Мику Хацунэ, созданная в 2007 году компанией Crypton Future Media из Саппоро, которая специализировалась на музыкальном программном обеспечении. Ее инициатива удачно совпала с общественным запросом на демократизацию написания музыки.

Теперь Мику шагает по планете. Одежду для нее конструируют Marc Jacobs и Louis Vuitton. «Я видел тысячи ее фанатов, толпившихся у входа в большой концертный зал Hammerstein MikuBallroom», — пишет автор. На всех них были какие-то детали гардероба или плакатики с именем Мику. Многие юноши-фанаты Мику говорят, что она «привлекает их сексуально». Другие утверждают, что видят в ней что-то очень нежное и беззащитное и воспринимают ее как «маленькую сестру, которую нужно оберегать и охранять». Известно о группе лесбиянок, которые пишут для Мику вокалоидные песни.

Нужно ли нам перекраивать музыкальную индустрию и увеличивать количество виртуальных идолов-вокалоидов? Наверное, не такими темпами. Пока виртуальные певцы и певицы не заменят естественных. Однако в этом тренде есть один большой плюс — вовлечение в реальный музыкальный креативный процесс миллионов людей, подытоживает автор. 

Но на фоне этого все отчетливее проявляется проблема замкнутости молодежи, пишет «Асахи симбун». Люди весь день не расстаются со своими гаджетами и не хотят выходить из дома и общаться в реальном мире. И вокалоиды лишь усугубляют проблему, погружая еще глубже в виртуальный мир. Одна из матерей поделилась изданию, сказав, что ее сын выходит из комнаты только для того, чтобы поесть и сходить в туалет. Он большой фанат аниме и музыки, а его кумиром как раз является Мику. Ради нее он даже выучил японский язык, хотя сам — кореец.

И это не единственная жертва, на которую могут пойти ее самые преданные поклонники. Некоторые пошли еще дальше. Например, 35-летний мужчина из Японии, который «женился» на Мику. Акихито Кондо — так зовут этого мужчину — с детства был фанатом аниме. В интервью «Асахи симбун» он рассказал, что в школе не пользовался популярностью у противоположного пола. До первого класса старшей школы Кондо хотел, чтобы у него была девушка, однако после он твердо решил, что не женится. Он потерял интерес к настоящим девушкам.

Начав работать, ситуация на личном фронте не изменилась. Плохие отношения с девушкой заставили его уйти в двухгодичный отпуск. И тогда Кондо осознал, что «больше не может общаться с 3D-девушками». О Мику он узнал в 2008 году. Начал ходить на ее концерты, после чего, несмотря на протесты матери, принял решение жениться на ней. Производитель даже выдал ему свидетельство о бракосочетании. 

Комментируя любовь к Мику, Кондо отмечает: «Я не отношу себя к ЛГБТ-сообществу. Тем не менее я представляю сексуальное меньшинство. Я хочу, чтобы окружающие приняли многообразие мира. Мику не заменяет мне 3D-девушку. Я люблю именно 2D-Мику».

Обсудить
Рекомендуем