75 лет освобождения Освенцима: память с политическим привкусом (La Croix, Франция)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
75 лет спустя после прихода советских солдат в Освенцим, памятные мероприятия в Польше 27 января оказались в центре конфликта памяти между Польшей и Россией. Польский философ Станислав Краевский считает, что Варшава пожинает плоды своих дипломатических неудач и вступает в конфликт с потенциальными союзниками.

Официальные мероприятия, посвященные 75-й годовщине освобождения Красной Армией лагеря смерти Освенцима, предположительно последние для участия пока еще большого числа выживших, проходят в понедельник 27 января в особой обстановке.

До сих пор они были отмечены скорбью и размышлениями об ужасе истребления евреев. Сегодня же они являются полем политического и исторического противостояния между Польшей и Россией. Поляки даже не пригласили президента Путина на памятные мероприятия в числе нескольких коронованных особ, глав государств и правительств, включая премьер-министра Франции Эдуара Филиппа.

Форум в Иерусалиме

Мероприятия, намеченные на 27 января, проходят в противовес Международному форуму памяти жертв Холокоста, прошедшему 23 января в Иерусалиме. На форум, организованный близким другом российского президента, еврейским миллиардером русского происхождения Вячеславом Моше Кантором. Президент Польши Анджей Дуда не был приглашен выступить на форуме в отличие от Владимира Путина, Эммануила Макрона, принца Чарльза, вице-президента США Майка Пенса и президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера.

Польша жертва своих неудач

«Варшава пожинает плоды своей дипломатической лени», — считает академик Станислав Краевский, один из основателей Союза христиан и евреев Польши. «Вместо того чтобы создавать альянсы, она вступает в конфликт с потенциальными союзниками, даже в таком простом вопросе, как Освенцим», — сказал Краевский. «Конечно, то, что Освенцим находится на территории Польши, является исторической несправедливостью, но в то же время это большой козырь, и просто удивительно, что мы не умеем его использовать. А ведь речь идет о возможности напомнить миру о шести миллионах поляков, убитых во время войны, включая три миллиона евреев, напомнить о разрушении Варшавы, об опустошении страны, оставленной союзниками Сталину».

В своей «исторической политике», направленной на стирание роли СССР в развязывании Второй мировой войны и восхваление роли советских солдат в победе над нацистской Германией, российский президент обычно обвиняет довоенную Польшу в антисемитизме и сговоре с Гитлером. Если критика антисемитизма имеет реальные основания, то утверждения о сговоре считаются польскими и западными историками неоправданными.

Цель, как полагают в Варшаве, состоит в том, чтобы поссорить Польшу с Израилем и еврейской диаспорой. И, как следствие, испортить отношения с США, главным военным партнером Варшавы.

«Провокационное и необдуманное» поведение

Варшава была убеждена, что Владимир Путин воспользуется своим визитом в Иерусалим, чтобы снова обрушиться с нападками на Польшу. Президент Дуда посчитал, что быть свидетелем такого выступления, не имея возможности ответить, было бы унизительно. Поэтому он решил просто туда не ехать. Данный шаг был одобрен даже в рядах польской оппозиции.

Но в Иерусалиме Владимир Путин не собирался нападать на Польшу. Он прославлял героизм «советского народа» и призвал к проведению внеочередного саммита пяти ядерных держав Совета Безопасности ООН для укрепления мира во всем мире.

Директор музея Освенцима Петр Цивинский, уважаемый в Польше и Израиле историк, сожалеет о столкновении исторической памяти, организованного Вячеславом Моше Кантором. «Пять лет назад он пытался пригласить глав государств на Терезиенштадт (нацистский концлагерь, в настоящее время находящийся на территории Чехии)», — сказал он газете «Times of Israel», назвав такое поведение «провокационным и необдуманным».

Конференция европейских епископов (CCEE) напомнила в свою очередь, что «мы не можем допустить, чтобы правда игнорировалась или ею манипулировали для удовлетворения насущных политических потребностей».

Обсудить
Рекомендуем