Тбилиси — На окраине столицы Грузии Тбилиси стоит большой особняк, окруженный гранатовыми деревьями.
Однако это не просто красивый дом в богатом районе. Это очередной проект экспортного финского образования. Оборот компаний, которые владеют школой, составляет 350 миллионов евро в год.
Осенью 2019 года в этом здании начала работать англоязычная Финская международная школа — международная школа, работающая по финским стандартам.
«Школа открылась в понедельник 16 сентября 2019 года. С приятной суетой и в позитивной суматохе, если можно так сказать», — говорит директор школы Яркко Нииранен (Jarkko Niiranen).
Пока в школе работают первые три класса. В общей сложности здесь учатся 22 школьника и работают шесть преподавателей.
Деятельность школы будут постепенно развивать: через четыре года здесь откроется подготовительный класс и все 12 классов школы.
Для получения разрешения на открытие в Грузии финской школы была подготовлена англоязычная версия учебного плана с учетом региональных требований. Так, например, в учебный план была добавлена история Грузии.
«Мы хотим получить статус грузинской школы, чтобы наши учащиеся могли продолжить получать образование в любом учебном заведении Грузии. Для нас это важно», — говорит Нииранен.
В мире уже насчитывается около десяти школ, работающих по финской модели. Все они были созданы финскими специалистами.
Они формируют довольно узкую сферу экспорта финского образования, но интерес к финским школам все же большой. Особое внимание уделяется подготовке иностранных преподавателей, а также выбору школьной мебели и учебных материалов.
Многие государства заинтересованы в развитии своей системы образования совместно с финскими специалистами. Финляндия намерена заниматься экспортом этих знаний и навыков.
Резерв для развития есть, говорит руководитель программы Национального управления образования Финляндии Йоуни Кангасниеми (Jouni Kangasniemi). Новая Зеландия, сравнимая по размеру с Финляндией, ежегодно зарабатывает на экспорте свой школьной системы около 2,5 миллиардов евро в год.
«Спрос тоже есть. Финская система образования известна по всему миру», — говорит Кангасниеми.
Правда, показатели Финляндии и Новой Зеландии нельзя сравнивать, потому что в Финляндии говорят об обороте, а в Новой Зеландии — об общей стоимости экспортного образования. Новая Зеландия учитывает в своих подсчетах косвенные доходы для ВВП страны — например, аренду жилья иностранными учащимися.
Интерес к финской системе образования привел к появлению в разных странах школ, которые признали себя финскими самостоятельно и на самом деле не имеют отношения к финской модели обучения. Таких школ много.
«Сейчас специальная рабочая группа разрабатывает минимальные критерии и модели работы, при наличии которых образовательные учреждения могут доказать соответствие финскому образцу. То есть доказать, что они не просто используют репутацию Финляндии для продвижения на местном рынке», — говорит Кангасниеми.
Работа над этим критериями находится на финишной прямой.
Школьная система Грузии, расположенной на юге Кавказа, переживает кризис — как и во многих других бывшие советских республиках.
В стране очень мало денег, и это отражается на зарплатах учителей и системе образования.
Богатые слои населения и небольшой средний класс Грузии все же хотят вкладывать деньги в образование своих детей и отправляют их в частные школы — поэтому на новую финскую школу обратили внимание. Этому также способствовала репутация Финляндии.
Это понимал и грузинский бизнесмен Аиети Кукава, который принимал участие в создании финской школы в Тбилиси. Финским партнером стала компания из финского города Тампере Polar Partners, специализирующаяся на экспорте финского образования.
Компания разработала образовательную систему и наняла учителей, которые проходили подготовку в Университете Турку. Раньше Нииранен работал директором образовательного центра и специалистом по просветительской работе в финской общине Ваала. Образовательный центр предоставил ему временный отпуск.
Директор Яркко Нииранен знаком с Грузией. Он приезжал в страну в составе наблюдательных миссий Евросоюза.
По словам Нииранена, важно, чтобы создатели школы понимали основную идею финской школьной системы. Цель работы школы заключается не в получении большой прибыли.
Однако Финская международная школа в Тбилиси вынуждена взимать ежегодную плату за обучение, поскольку она не получает поддержки от государства. Сейчас стоимость учебного года вместе с регистрационным взносом составляет 4 тысячи евро. Для многих граждан Грузии — это большая сумма, но в среднем для учебного года в международной школе эта стоимость считается умеренной.
Школа в Грузии стала важным проектом и для Polar Partners: это первый подобный опыт для компании. Речь идет о миллионах евро.
В компании уже привыкли к тому, что принципы работы финской школьной модели нужно подробно объяснять всем — в том числе и людям, воодушевленным финской системой образования. По словам генерального директора компании Марии Хаапаниеми (Maria Haapaniemi), удивление вызывает особое внимание финской системы к образованию преподавателя, небольшому количеству домашнего задания и переменам между занятиями.
«В Финляндии школьная система базируется на педагогических исследованиях. Не везде это так», — говорит она.
Нииранен отметил, что многих удивил стиль финских перемен.
В Грузии их обычно проводят внутри школы, если на улице прохладно или сильный ветер. В школе Яркко Нииранена учащиеся выходят на улицу всегда.
Для этого есть много причин, говорит Нииранен. Дети получают свежий воздух и могут выплеснуть энергию.
«Перемена — это отличное время для обучения. В формате игры можно обучиться многому — в том числе и социальным навыкам. На перемене можно освоить и другие навыки, указанные в нашей учебной программе — навыки заботы о себе, о других и об окружающей среде».
Яркко Нииранен уже разъяснил все эти аспекты своим коллегам. Пока все идет успешно.