Этот танк был огромным (провалом): почему советское чудище не остановило нацистскую армию? (The National Interest, США)

При всей своей мощи довершить начатое он не мог.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американский журнал очень негативно оценивает советские танки времен Второй мировой серии КВ. При всей своей мощи сокрушить немцев в начале войны эти машины не смогли. Эксперт даже называет КВ-1 ловушкой для экипажа, причем смертельной. Хотя в начале войны эти машины были настоящей диковинкой.

Вкратце: танк КВ — диковинка. В 1941 году он был тяжелее любого танка немцев. Однако нанести решающий удар в жестокие первые месяцы войны он так и не смог.

На следующий же день после начала немецкого блицкрига против Советского Союза в июне 1941 года более 200 нацистских танков двинулись через Литву на Ленинград. Люфтваффе разбомбила близлежащие авиабазы Советов, превратив контратакующие бронированные колонны в легкую добычу немецких бомбардировщиков. Отчаянно пытаясь остановить кровотечение, 23 июня Красная Армия пустила против наступающих немцев под Расейняем танки КВ-1 и КВ-2 — на тот момент у них была самая тяжелая в мире броня. В годы Второй мировой советские танки прославились прочностью и надежностью — пусть и не комфортом. А в начале войны неуклюжие танки «Климент Ворошилов» с легкостью выдерживали попадания из большинства немецких полевых орудий.

Но громоздкие 47-тонные КВ оказались уязвимыми для фланговых маневров. Отдельные КВ получили в боях ужасные повреждения. Под Расейняем Вермахт подбил 29 КВ, а всего СССР потерял более 200 танков.

Некоторых из чудищ Вермахт подбивал подрывными зарядами или выманивал на прямую наводку артиллерии.

«Немцы сгоняли русских гигантов в сторону тяжелой артиллерии, а та расстреливала наступающих махин прямой наводкой из опущенных к земле стволов», — пишет военный историк Майкл Джонс (Michael Jones) в книге «Ленинград: на осадном положении».

«Большая часть советских бронетанковых войск в Прибалтике была уничтожена, а всякая угроза наступлению Германии с флангов устранена», — заключает он.

Танк КВ — диковинка. В 1941 году он был тяжелее любого танка немцев. Однако нанести решающий удар в жестокие первые месяцы войны он не смог.

КВ — детище конструктора Иосифа Котина. Его соперник Михаил Кошкин позже придумает Т-34. Котин придерживался мнения, что успех на поле битвы и превосходство над противником гарантирует тяжелейшая броня.

Некоторые из его проектов оказались удачнее других. Котинский трехбашенный Т-28 страдал слабой подвеской и, как это ни парадоксально для большого танка, имел тонкую броню. Большинство из них погибли в первые месяцы плана «Барбаросса». Его гигантский Т-35 с экипажем из 11 человек, набитых, как селедки в бочке, оказался непригоден для боя механически.

КВ оказался лучше… но сделан был на скорую руку.

«По сути его заказали прямо с чертежной доски. Позднее этот момент замылился, когда в конце финской войны прототипы отправились на испытания на Карельский перешеек», — писал Стивен Сьюэлл (Stephen Sewell) в обзоре советских тяжелых танков для журнала «Армор» (Armor).

От многобашенной конфигурации Котин на сей раз отказался. У КВ была одна башня с 76-миллиметровой пушкой, а обрамляли ее три 7,62-миллиметровых пулемета.

Что еще важнее, у танка имелась внушительная броня толщиной 90 миллиметров спереди и около 70 миллиметров сбоку и сзади — намного толще, чем у немецких аналогов того времени.

КВ-2 сохранил шасси КВ-1, но поменял башню и пушку на 152-миллиметровую гаубицу. Безусловно, грозное оружие, но еще более тяжелое и громоздкое. Усовершенствованных вариантов было выпущено сравнительно немного — всего около 200-250 штук.

Всего же за годы войны конструкторское бюро Котина выпустит более 5000 КВ в более чем двух десятках различных вариантов. Самым успешным — относительно других — оказался КВ-1С, пожертвовавший броней ради скорости и получивший модернизированную коробку передач.

Коробка передач КВ-1, которую Котин позаимствовал с американского трактора, попросту никуда не годилась. Но главной проблемой было то, что экипаж вообще ни черта не видел.

«С началом войны стало ясно, что КВ-1 — ловушка, и притом смертельная», — писал Сьюэлл. «Многие командиры боялись прогневать Котина и молчали, насколько провальным вышел танк. Однако когда на недостатки пожаловались высокопоставленные чины, Котин распорядился их устранить».

Эта задача выпала на долю инженера Николая Шашмурина, который спроектировал более быстрый КВ-1С. Впечатлившись его работой, Котин позже поручил ему разработать грозный ИС-1, который оказался одним из успешнейших тяжелых танков военного времени.

После Второй мировой тяжелые танки выйдут из моды, и наследие средней серии Т-34 Кошкина окажется более долговечным. Т-34 заложит основу целому классу основных боевых танков, которые остаются стандартом и поныне.

Однако ИС-1, штурмовавшие Берлин спустя четыре года после разгрома под Расейняем, своим успехом были обязаны котинскому просчету с КВ.

Обсудить
Рекомендуем