То, что можно увидеть невооруженным глазом, кажется, нельзя интерпретировать иначе: отношения США и России никогда не было по-настоящему хорошими, а из-за самоуверенного поведения России в последние годы они ухудшились еще больше. Сирия — лишь один из регионов, где развернулась их геополитическая конкуренция. Еще один — Украина, где Россия оккупировала Крым и своим вмешательством в сепаратистский конфликт на востоке соседней страны спровоцировала американские (и многие другие) санкции.
Борьба двух сверхдержав, однако, идет не только в геополитике, но и в экономике. Так, США стремятся не только помешать России в сфере торговли оружием, но и в экономике, введя санкции против газопровода «Северный поток — 2». Впрочем, за этой видимой конкуренцией скрываются и другие тенденции, незаметные на первый взгляд. Так, России за последние два года (и особенно в 2019 году) удалось нарастить экспорт нефти и нефтепродуктов в США. Больше того: по сведениям Агентства энергетической информации (EAI) при министерстве энергетики США, данные за первые 11 месяцев минувшего года говорят о том, что Россия в октябре стала вторым по величине поставщиком США после Канады, обойдя Мексику.
Если с апреля поставки российских компаний в США выросли с 10 до 15-17 миллионов баррелей в месяц, то в октябре они достигли 20,9 миллиона баррелей. В ноябре эта цифра слегка снизилась до 19,2 миллиона баррелей, а у Мексики она составила 21,2 миллиона. По сравнению с поставками Канады (более 130 миллионов баррелей) это, конечно, немного, но динамика весьма впечатляет: по информации российского экономического информационного агентства РБК, уровень октября был достигнут впервые за восемь лет.
Все дело в поставках нефтепродуктов, в частности, дизельного топлива и тяжелой нефти, причем по их поставкам в США Россия уже давно находилась на втором месте. Но ноябрьский уровень поставок нефтепродуктов установил исторический рекорд, превысив прошлогодний уровень в два с половиной раза. Как же так получается, что Россия, несмотря на конкуренцию с США в самых разных сферах, остается столь успешной на этой рынке, причем не привлекая особого внимания? Это связано, прежде всего, с влиянием санкций на потоки товаров на международных рынках. При этом может получиться так, что какой-нибудь противник от них выиграет, тогда как некий другой, еще больший противник понесет урон.
По данным американского правительства, Россия в прошлом году нарастила свой экспорт в США, потому что те ввели санкции против Венесуэлы и Ирана. В прошлые годы Вашингтон ежемесячно импортировал из Венесуэлы 15-20 миллионов баррелей нефти и два миллиона баррелей нефтепродуктов (в первую очередь, тяжелую нефть). Летом 2019 года импорт после соответствующего указа президента Дональда Трампа был полностью остановлен. В этой связи американские нефтеперерабатывающие заводы столкнулись с проблемами и были вынуждены обратиться к России. Информационное агентство РИА Новости назвало санкции против Ирана и Венесуэлы «подарком от Трампа». Ведь зарубежные поставки российских нефтяных предприятий выросли не только в США, но и в Европу. По данным российской таможенной службы, экспорт нефти за первые 11 месяцев прошлого года прибавил 3,8%.
Наряду с Европой в российской тяжелой нефти заинтересована также Турция. В этой стране на переработке тяжелой иранской нефти специализируется завод Star. После прошлогодних санкций против Ирана азербайджанский концерн Socar попросил русских помочь ему с обеспечением турок необходимой нефтью. В итоге российский экспорт нефти в Турцию за первые 11 месяцев 2019 года достиг 3,41 миллиарда долларов, увеличившись на 450%. А в США русские за это время заработали и вовсе 5,76 миллиарда долларов. Это на 70% превышает показатели двухлетней давности.