Российский Центральный банк вновь понизил ключевую ставку — шестой ряд подряд. Но даже новая ключевая ставка в 6% значительно выше, чем в ЕС или США. Тем не менее этот шаг — важный сигнал для российской экономики. В еще большей степени это относится к риторике российского регулятора финансового рынка. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина намекнула, что этим шагом дело не ограничится. Она дала ясно понять, что Центральный банк может уже в марте перейти к более мягкой линии в денежной и кредитной политике.
Практически нет аргументов в пользу продолжения российским Центральным банком ограничительной кредитной политики. Инфляция в январе по сравнению с прошлым годом составила всего 2,7%. Это кардинально разнится с ужасающими двухзначными значениями инфляции, с которыми России приходилось бороться еще пять лет назад. Нынешний показатель находится значительно ниже прогноза Центробанка в 4%.
Кроме того, экономика страдает от высоких ключевых ставок. Несмотря на то, что Росстат в прошлом неоднократно приводил доказательства ее чудесной силы, но даже он смог дотянуть показатель роста экономики в прошлом году лишь до 1,3 %.
Более дешевые деньги могли бы подтолкнуть конъюнктуру. Это сейчас остро необходимо, так как некоторые индикаторы ранней диагностики указывают на дальнейшее ухудшение экономического положения. Россия нуждается в инвестициях. Но многих предпринимателей не устраивает нынешнее соотношение риска и прибыли. Малым и средним предпринимателям кредиты сейчас особенно не по карману.
Для действительного прогресса российской экономике недостаточно лишь более мягкой финансовой политики. Но все-таки это шаг в правильном направлении. Сигналы поступают также из нового правительства, которое планирует «подогреть рынки» государственными субсидиями и социальными выплатами. Такое Россия может себе позволить. Это вселяет надежду, хотя под вопросом, будут ли эти средства использованы эффективно.