Несмотря на жесткие санкции, российская экономика показывает неплохие результаты. А президент Владимир Путин хочет приложить еще больше усилий, чтобы укрепить рост. «Многие считают, что у российского рынка большой потенциал», — говорит шведский предприниматель Эрик Данемар (Erik Danemar).
Когда санкции против России ударили в полную силу, а в 2015 году резко упала цена на нефть, российская экономика была нокаутирована. Многие опасались, что она и вовсе рухнет.
Сегодня же государственная казна полна, и макроэкономические показатели растут. Вопрос только в том, насколько президент Путин и дальше готов раскошеливаться.
«Сегодня, когда в глобальной экономической нестабильности видят главную угрозу, все больше инвесторов считают Россию с ее крепкой макроэкономикой надежной гаванью», — пишет главный редактор бизнес-канала IntelliNews Бен Арис (Ben Aris).
Инвесторы возвращаются. В конце прошлого года иностранная доля в российских предприятиях составляла 80 миллиардов долларов, и это самый высокий показатель с 2014 года, когда по российской экономике ударили санкции. В прошлом году в страну поступило около 5 миллиардов долларов.
Эрик Данемар — финансовый директор шведского предприятия Ferronordic, у которого благодаря 80 с лишним точкам продаж строительной техники и сервисным центрам, например, «Вольво», налажены хорошие связи по всей стране. Он тоже считает, что в сфере бизнеса в России царит оптимизм.
«Многие считают, что у российского рынка большой потенциал. Предприятиям нашей отрасли обширные природные ресурсы России обеспечивают большие возможности. Кроме того, новые рынки нам могут открывать национальные инфраструктурные проекты. Нам, конечно, особенно интересны потенциальные инвестиции в инфраструктуру», — рассказал Эрик Данемар Svenska Dagbladet.
Если сравнить нынешнюю ситуацию с той, что была четыре года назад, мы увидим совершенно иную картину. Процентную ставку в 2016 году снизили с 17% до 6% (только в прошлом году ее понижали пять раз). Похоже, снижение продолжится и в 2020. Рубль усилился и сейчас стабилен. Резервы валюты достигли рекордных размеров — 545 миллиардов долларов. Кроме того, еще 125 миллиардов долларов хранится в нефтяном фонде.
Держатели акций российской товарно-сырьевой биржи тоже порадовались, увидев финансовые отчеты за 2019 год: индекс РТС вырос на 40% с лишним, что превратило ее во вторую по величине биржу в мире на тех 90 рынках, за которыми следит Bloomberg. Многие российские фонды выросли почти на 50%.
«Если сравнить с другими рынками, мы увидим, что предпосылки очень хорошие и в этом году: большой профицит бюджета, стабильная валюта и отсутствие внешнего долга. Правда, сейчас важно немного ослабить меры по сохранению стабильности. Но новый премьер-министр получил значительную свободу действий, так что посмотрим, как он будет действовать в этой ситуации», — говорит управляющая инвестициями в фонде Swedbank Robur Элена Лувен (Elena Lovén), которая двадцать лет проработала с российским рынком.
Несмотря на то, что экономика сейчас, возможно, стабильнее, чем когда-либо, ее рост в прошлом году составил всего 1,3%. Дело в том, что с момента прихода Владимира Путина к власти в стране придается большое значение балансу и контролю. Вот уже 20 лет Путин стремится привести разные центры власти к равновесию как в экономике, так и во внешней политике, желая контролировать все, что происходит в стране.
Чисто политически ему это хорошо удается. В стране нет ни одного политика, который хотел бы или мог бы бросить вызов Путину. На внешнеполитической арене ему тоже постепенно удается восстанавливать отношения с другими государствами после рекордного ухудшения в связи с аннексией Крыма. Европейский совет в июне прошлого года проголосовал за то, чтобы вернуть России ее место. И французский президент Эммануэль Макрон, и немецкий канцлер Ангела Меркель четко дали понять, что хотят наладить с Путиным более тесный контакт.
В экономике же совсем другое дело. Конечно, Путин контролирует все доходы и создал прочную экономическую основу. Однако он не смог сделать так, чтобы улучшившаяся экономика облегчила жизнь большинству избирателей. Реальная зарплата падает вот уже пять лет подряд, пенсионный возраст в прошлом году повысили, и хотя Путина сейчас все еще поддерживают 60% граждан, все равно это самый низкий показатель за много лет.
«Велик уровень коррупции, бюрократия неэффективна. Путин щедро выкрутил все краны, чтобы все было идеально. Прошли самые дорогие в мире Олимпийские игры, но как следует контролировать их проведение не получилось. Сейчас Путин рассчитывает, что новый премьер-министр Михаил Мишустин ускорит реформы, а если ему это не удастся, он на своем посту долго не продержится», — говорит Элена Лувен.
Именно в таком контексте и следует рассматривать неожиданное назначение Михаила Мишустина на роль премьер-министра вместо Дмитрия Медведева. Говорят, что таким образом Путин поспешно пытается повысить свой рейтинг поддержки, ускорив рост и подняв уровень жизни.
Новый премьер-министр — ранее не известный чиновник, но за последние десять лет на посту руководителя Федеральной налоговой службы он добился впечатляющих изменений, например, уделяя большое внимание цифровизации.
Вторая перемена заключается в том, что бывший советник Путина по экономике Андрей Белоусов сделал шаг вверх по карьерной лестнице и занял пост первого вице-премьера вместо Антона Силуанова, теперь ставшего министром финансов. Белоусов известен тем, что выступает за значительное повышение расходов государства с целью ускорить экономику, тогда как Силуанов и Центробанк до сих пор были очень сдержанными.
Наталия Орлова, главный экономист московского «Альфа-банка», видит позитивные тенденции в экономике, но не уверена, что новые инвестиции будут покрываться из государственного бюджета. Орлова рассказала, что как глава налоговой службы Мишустин привык увеличивать бюджет за счет частного сектора. Поэтому она дает очень осторожный прогноз роста: «Предполагаю, что в 2020 году рост составит 1,8%».
В преддверии 2018 года Путин представил пятилетний план, включающий в себя 12 национальных проектов и бюджет в 420 миллиардов долларов. Сейчас он хочет, чтобы деньги использовались более эффективно. В числе отстающих секторов — инфраструктура, здравоохранение и образование.
Однако Элена Лувен видит и препятствия к тому, чтобы крупные российские компании делали новые инвестиции.
«Многие предприятия, приватизированные в 1990-е годы, сохранили старую структуру и не видят перспектив в инвестициях». По словам Элены Лувен, их владельцы довольны дивидендной доходностью, при этом на нефть и газ приходится примерно 10%, а в среднем по российской бирже этот показатель составляет около 6%.
На первой встрече с новым правительством премьер-министр Мишустин подчеркнул: «Мы должны максимально быстро приступить к реализации задач, которые поставил президент в своем послании. Нужно, чтобы люди почувствовали изменения в своей жизни в ближайшее время и вокруг себя».
Санкции, низкая цена на нефть и международные конфликты до сих пор заставляли президента Путина придерживать деньги и ставить во главу угла стабильность. Однако ряд факторов свидетельствуют, что на этот раз Путин всерьез хочет увидеть ускорение экономического роста. Вероятно, он покинет пост главы государства не позднее 2024 года и намерен войти в историю как популярный и эффективный президент. Кроме того, в 2021 году страну ждут парламентские выборы.