Депутаты парламента, составлявшие доклад о России, который запретил публиковать Борис Джонсон, узнали о том, что Москву обвиняют в создании целой сети британских политиков и консультантов, отстаивавших ее преступные интересы и преследовавших путинских врагов в Лондоне.
Активист и финансист Билл Браудер (Bill Browder) в своих секретных показаниях, представленных в комитет парламента по разведке и безопасности, утверждает, что Москва сумела «внедриться» в британское общество, используя хорошо оплачиваемых британских посредников.
У некоторых людей «есть причины точно знать, что они делают и для кого», заявил Браудер членам комитета. «Другие же работают в государственных интересах России, сами того не зная», — добавил он.
В число предполагаемых посредников входят политики как из Лейбористской, так и из Консервативной партии, бывшие разведчики, дипломаты, а также ведущие фирмы по формированию общественного мнения. В совокупности из них сформирована, как утверждает Браудер, «западная буферная сеть».
Показания Браудера не позволяют сделать вывод, что британские граждане нарушали закон.
Согласно его утверждениям, российский режим использует этих людей, чтобы маскировать свои государственные и криминальные интересы. Москва задействует их для нападок на критиков Путина, для «распространения российской пропаганды и дезинформации», а также для «проведения и сокрытия масштабных операций по отмыванию денег».
Путинский пресс-секретарь Дмитрий Песков назвал утверждения Браудера лживыми и «абсолютно беспочвенными». Вопросы о коррупции в центральных институтах российского государства — это «отличный пример русофобии маниакального характера», заявил Песков.
«Гардиан» с разрешения Браудера публикует его секретные показания, данные в комитете по разведке и безопасности. Этот комитет два года вел за закрытыми дверями расследование, выясняя, как Кремль пытается влиять на британскую политику и общество, осуществляя против них подрывную деятельность. Доклад комитета на 50 страницах был подготовлен к публикации в ноябре прошлого года еще до выборов.
Премьер-министра обвинили в том, что он отказался его публиковать.
После выборов Даунинг-стрит дала разрешение на обнародование данного документа. Власти утверждают, что в окончательном документе мало новой информации, и что он звучит неубедительно. Правда, некоторые читавшие его люди с этим не согласны.
Оппозиционные депутаты парламента заявили, что показания Браудера продемонстрировали необходимость скорейшей публикации доклада.
Лидер фракции Шотландской национальной партии в парламенте Иэн Блэкфорд (Ian Blackford) месяц тому назад обратился к Джонсону с письменной просьбой сообщить дату публикации доклада, для чего Даунинг-стрит должна назначить новый межпартийный комитет из девяти человек в составе членов палат общин и лордов.
Но после выборов прошло уже почти три месяца, а этот процесс только начинается, и скорее всего, пройдет еще несколько недель, прежде чем долгожданный доклад увидит свет, ведь новые члены комитета должны пройти проверку, прежде чем будут допущены к заседаниям.
Браудер стал одним из нескольких свидетелей-экспертов, приглашенных давать показания в обеих палатах парламента. В сентябре 2018 года он представил заявление на 14 страницах, в котором было несколько рекомендаций.
Среди них рекомендация о создании по примеру США реестра лиц, работающих в интересах иностранного государства, а также о выделении дополнительных средств регуляторам, следователям, полиции и прокуратуре. Браудер призывает Регистрационную палату Великобритании проанализировать учетные документы, поданные теми фирмами, которые имеют отношение к скандалам, связанным с отмыванием российских денег.
В интервью «Гардиан» Браудер заявил: «Да, в российском посольстве есть представители спецслужб, которые работают под дипломатическим прикрытием. Но правительство, по всей видимости, упускает из виду, что существуют всевозможные неформальные сети шпионажа».
«Есть русские олигархи, оказывающее гораздо большее воздействие на безопасность нашей страны. Больше всего шокирует то, что российское государство опосредованно нанимает британцев, которые помогают ему проводить разведывательные операции».
Браудер утверждает, что российское государство и организованная преступность по сути дела слились в единое целое. Украденные из бюджета и у частных компаний деньги обогащают высокопоставленных чиновников и самого Путина, а также используются для финансирования «тайных операций и специальных проектов», рассказал Браудер членам парламентского комитета.
Кремль через Интерпол неоднократно выдавал ордера на арест Браудера. Москва называет этого человека преступником. Браудера заочно судили в России за уклонение от уплаты налогов и преднамеренное банкротство. Он говорит, что стал жертвой мести коррумпированных государственных чиновников. Все обвинения Браудер отрицает.
Фонд Браудера Hermitage Capital Management когда-то был самым крупным иностранным инвестором на российском рынке. Но по словам финансиста, он поссорился с властями, когда призвал навести порядок в компаниях, где у Путина и у его ближайшего окружения были финансовые интересы. В 2005 году он был депортирован из Москвы.
Впоследствии связанные с ФСБ руководители украли 230 миллионов долларов налогов, выплаченных фондом в российскую казну, утверждает Браудер. В 2009 году в тюрьме умер его юрист Сергей Магнитский. Браудер убедил США и ряд других западных стран ввести санкции против высокопоставленных чиновников, которые предположительно причастны к нарушениям прав человека.
Кремль пришел в ярость. Согласно показаниям Браудера в комитете по разведке и безопасности, Москва заплатила британским фирмам, чтобы те «продвигали лживую концепцию о мошенничестве». Один руководитель по имени Андрей Павлов предпринял безуспешную попытку добиться исключения своего имени из санкционного списка Европарламента, для чего нанял бывшего министра юстиции из Лейбористской партии лорда Голдсмита лоббировать свои интересы. Браудер утверждает, что юридическая фирма Голдсмита получила гонорар в сумме 75 тысяч фунтов.
Эта фирма под названием «Дебевуа и Плимптон» сообщила, что не может давать комментарии о конфиденциальных делах своих клиентов, и что Павлов отрицал любые противоправные действия со своей стороны. Фирма добавила: «Каждый имеет право на юридическое представительство. „Дебевуа и Плимптон" обеспечивает юридическое представительство в соответствии с лучшими профессиональными традициями честности и порядочности. Мы будем и дальше бесстрашно отстаивать интересы всех наших клиентов».
Павлов обратился за помощью в компанию коммерческой разведки GPW, которую возглавлял бывший сотрудник МИ6 Эндрю Фултон (Andrew Fulton). По словам Браудера, среди прочего, GPW занималась сбором информации о нем. Фултон, являющийся председателем Шотландской консервативной партии, ушел из компании в 2017 году. Ее нынешний генеральный директор Филип Уорман (Philip Worman) заявил, что не может давать комментарии «ни по каким аспектам своей работы».
Бывший коллега Фултона по GPW Эндрю Вордсворт (Andrew Wordsworth) рассказал, что Павлов имел полное право знать все факты по своему делу. «Применение санкций против людей — это драконовская мера. Кое-кто может заявить, что человек должен иметь возможность защитить себя, прежде чем его жизнь будет разрушена».
В своих показаниях Браудер утверждает, что Павлов также нанял фирму Линтона Кросби (Lynton Crosby) по связям с общественностью CTF, заплатив ей 45 тысяч фунтов.
Однако CTF утверждения Браудера отрицает. Она говорит, что юридическая фирма Голдсмита наняла другую компанию под названием CTF Corporate & Financial Communications для «анализа санкционного ландшафта ЕС». Эта компания давала консультации фирме Голдсмита, а контактов с Павловым у нее не было. «Таков был объем нашего участия, и попытки утверждать противное являются абсолютно лживыми», — заявила компания. Согласно учетным записям Регистрационной палаты, Кросби является директором CTF Corporate & Financial Communications.
Нет оснований говорить о том, что Кросби лично работал по санкциям ЕС или знал о работе CTF Corporate & Financial Communications до появления информации об этом в средствах массовой информации. «Линтон Кросби в то время работал только в предвыборном штабе Консервативной партии, готовя ее к всеобщим выборам 2015 года, и у него не было клиентов вне Консервативной партии», — говорится в заявлении этой фирмы. Она добавила, что Кросби никогда не встречался и не работал ни с Голдсмитом, ни с Дебевуа.
Далее Браудер называет имена британцев, возглавляющих подставные офшорные компании, которые использовались в деле Магнитского и в других делах. Похоже, что граждане Британии являются номинальными директорами непрозрачных фирм в странах, через которые были отмыты миллиарды долларов. Среди них Британия, Россия, Украина, Кипр и Латвия.