В настоящее время правительства стран мира прилагают максимум усилий, чтобы противостоять пандемии нового коронавируса (COVID-19) и уменьшить его негативные гуманитарные, экономические и социальные последствия. Тем временем 67-летний президент России Владимир Путин пытается увековечить свое правление, одобряя конституционные поправки, позволяющие ему баллотироваться на пост президента еще дважды после окончания его нынешнего президентского срока в 2024 году.
Пока его мало волнует снижение уровня жизни россиян из-за резкого падения курса рубля по отношению к иностранным валютам — сегодня 1 доллар стоит 75 рублей. Это произошло в результате обвала цен на нефть на мировом рынке на фоне нефтяной войны между Саудовской Аравией и Россией. Все началось с того, что последняя отказалась продлевать соглашение о сокращении добычи нефти, на что Саудовская Аравия ответила увеличением поставок энергоносителей на рынок. Как следствие, цены упали до уровня ниже 30 долларов за баррель.
Хотя поправки к Конституции, утвержденные Государственной Думой Российской Федерации, ограничивают максимальное число президентских сроков двумя, в случае с Путиным это положение лишено своего содержания. Он получает возможность баллотироваться в президенты еще на два срока, каждый по шесть лет, поскольку его прошлые сроки «обнулились». Таким образом он создал себе почву для пожизненного нахождения у власти и может руководить государством вплоть до 2036 года.
Путин присутствовал на голосовании по принятию конституционных поправок в Государственной Думе, хотя он и пытался скрыть свои намерения, упомянув, что условием принятия поправок является решение Конституционного суда (разумеется, формальное) и волеизъявление россиян в ходе референдума, назначенного на 22 апреля. Судя по всему, цель внесения поправок в российскую конституцию — обнуление президентских сроков нынешнего лидера. Согласно части 3.1 статьи 81 Конституции (уже с внесенными в нее поправками), ограничения по количеству сроков касаются лица, вступающего в должность президента, без учета президентских сроков, которое оно занимало на момент вступления в силу конституционных поправок. Возникает резонный вопрос: какой смысл имеет Конституция при Путине?
Принятые поправки отражают неспособность Путина создать политическую систему, которая не зависела бы от его личности. Дело в том, что он не верит ни в российское государство, ни в кого-либо, кроме себя, несмотря на хвалебные слова о России и величии российского народа. В глазах Путина они имеют вес лишь благодаря ему самому.
Другими словами, поправки в Конституцию свидетельствуют о неустанном стремлении Путина удерживать в своих руках бразды правления, независимо от ситуации в стране. Все началось, когда он устроил спектакль с бывшим премьер-министром Дмитрием Медведевым, посадив его в президентское кресло. Потом они снова поменялись, и Путин получил возможность оставаться у власти до 2024 года. На этом он не остановился, пожелав увековечить свою власть, основанную на популизме и русском шовинизме.
Оседлав волну шовинизма, он превратился в царя, одержимого властью и величием, утверждая, что его цель — вернуть славу российскому государству. Он апеллирует к царской эпохе, когда государство имело силу и влияние, что крайне актуально на фоне разочарования российского народа, преобладавшего после оглушительного краха советского блока и победы западной модели.
Действительно, в странах с недемократической политической системой, как, например, в путинской России, конституция — это всего лишь документ, положения которого можно нарушать, когда того требуют интересы лидера. Эти документы можно неоднократно менять таким образом, чтобы они соответствовали возрасту и предпочтениям правителя. Достаточно вспомнить, как в 2000 году после гибели Хафеза Асада в считанные минуты изменили положение сирийской конституции о возрасте президента, чтобы Башар Асад смог возглавить страну.
С тех пор, как Путин пришел к власти в 2000 году, его режим принимал конституционные поправки, проводил избирательные кампании и референдумы, распределял роли среди всех партий, профсоюзов и ассоциаций и создавал механизмы, чтобы ничего не менялось. Народные массы превратились в покорное стадо, а оппозиционные партии стали частью системы. Что касается партий и движений, действительно противостоящих режиму, то они начали приспосабливаться к препятствиям, с которыми сталкивались в своей работе, но не могли переступить очерченные Путиным границы и выйти из изоляции.
Российские оппозиционеры правы, когда рассматривают конституционные поправки способом лишить основной закон своего содержания. Другими словами, расширение полномочий законодательной и местной власти — просто обман на пути сохранения и укрепления центральной власти Путина на посту президента, чтобы россияне не думали, кто же будет следующим главой государства, и не занимались поиском преемника. Сегодня их должен больше интересовать поиск альтернативной рублю валюты, а не изменение Конституции и разоблачение авторитарных уловок Путина, пытающегося заверить граждан, что страна готова к длительной нефтяной войне с Саудовской Аравией, и себя в том, что последствия вспышки коронавируса и падения цен на нефть не повлияют на планы кремлевских правителей.
Высшее руководство страны беспокоится лишь о будущем своих привилегий и доходов, и, возможно, они примут меры для поддержки рубля, пока в следующем месяце не состоится референдум по принятию конституционных поправок, способных закрепить власть нынешнего президента, у которого нет конкурентов, и он хочет доказать: «Путин — это навсегда».