Четыре угрозы «нового Минска»: почему в «Слуге народа» есть сопротивление договоренностям об ОРДЛО (Европейська правда, Украина)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Согласно достигнутым в Минске договоренностям ДНР и ЛНР будут решать вопросы урегулирования внутриукраинского конфликта в рамках прямого диалога с Киевом. Уже один этот факт приводит в бешенство сторонников украинской «партии войны». Для них это «ненормально и неприемлемо».

Неделю назад, как мне, так и миллионам украинцев — было тревожно. Эту реакцию вызвало сообщение о решении, согласованном Украиной на заседании Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске, к тому же, подписанному двумя пуполномоенными из оккупационных администраций, которые в документе названы «полномочными представителями ОРДЛО».

С тех пор об этом документе уже написано немало.

Свое мнение высказали и украинские парламентарии: у меня и нескольких десятков коллег по фракции «Слуга народа» появилась совместная позиция об огромных рисках, которые стоят перед Украиной из-за того, что произошло на ТКГ. Открытое обращение, подписанное нами, основывается на национальных интересах Украины, на предвыборной программе президента Зеленского и партии «Слуга народа», на законодательстве Украины, наших знаниях, опыте и патриотических чувствах.

Прошла неделя, эмоции улеглись, но позиция не изменилась. Поэтому я хочу четко и аргументировано объяснить, какие потенциальные риски и опасности несет подписание этого документа.

Что произошло?

Итак, одиннадцатого марта 2020 года на заседании ТКГ все ее члены согласились «подписать Решение ТКГ об учреждении Консультативного совета (рабочей группы) после консультаций с представителями ОБСЕ, Франции и Германии».

Этот документ — проект будущего решения не был обнародован, но через несколько дней он появился у журналистов, а от них и у нас, народных депутатов. Впоследствии мы получили подтверждение, что опубликованный проект является реальным — он действительно был предварительно согласован в Минске и, по плану, должен будет подписан окончательно двадцать пятого марта.

Главной его идеей являлось формирование так называемого «консультативного совета» при политической подгруппе ТКГ, куда должны войти десять представителей Украины, десять представителей ОРДЛО и по одному представителю (с правом только совещательного голоса) от ОБСЕ, Франции, Германии и России.

Согласно тексту документа, «основной задачей совета является осуществление диалога, консультаций и наработки предложений по проектам политических и правовых решений по урегулированию конфликта».

Так что же не так в этом документе, каковы его ключевые проблемы?

Проблема первая: фактическое изменение формата переговоров.

Пусть это и не окончательное решение, но значение этого шага нельзя недооценивать.

Сейчас переговоры в Минске — это диалог между Украиной и Россией при посредничестве ОБСЕ. Переговоры проходят в присутствии людей из оккупационных администраций, которые высказываются в унисон с Россией (не удивительно — кто платит, тот и заказывает музыку), но они не являются формальными участниками переговоров.

Если будет создан Консультативный совет, то в его рамках переговоры и работа с «проектами политических и правовых решений» будут вестись между Украиной и пособниками России (которые сами себя называют «ДНР» и «ЛНР»).

Зато сама РФ из участника (на самом деле даже инициатора!) конфликта превращается в якобы наблюдателя, то есть посредника.

И это — именно то, чего хочет Россия.

До сих пор Минский процесс не предусматривал прямого участия ОРДЛО или так называемых «ДНР» и «ЛНР» — теперь же они получают такой статус. И, одновременно, подписание такого решения выведет Россию из уровня участника конфликта на уровень наблюдателя. А это ненормально и неприемлемо для Украины.

И то, что эти изменения касаются только нового органа, а в самой ТКГ участники остаются прежними — не снимает проблем. Ведь для России нужен прецедент, нужен «освященный» украинским государством орган с участием вожаков оккупационных администраций.

Важная деталь: чтобы пересечь рубикон, не потребуется даже их «официального признания» Украиной, достаточно самого факта переговоров с ними. В международном праве существует концепция «де-факто признание», согласно которой подобные действия со стороны Украины могут быть трактованы как признание представителей так называемых «ЛНР и ДНР» единственными полномочными представителями территорий ОРДЛО.

Нет никаких сомнений: Россия сделает все для использования этой зацепки, если Украина предоставит ей такую возможность.

Тем более, имея на руках документ, принятый одиннадцатого марта, где уже стоят подписи контролируемых Россией главарей якобы «полномочных представителей ОРДЛО».

Стоит напомнить: Россия является прямым участником международного вооруженного конфликта. Пресловутое «ихтамнет» было опровергнуто в многочисленных докладах международных организаций — например, четыре отчета подряд, представленных Офисом прокурора Международного уголовного суда в 2016-2019 годах констатируют, что самое позднее с четырнадцатого июля 2014 года на востоке Украины происходит международный вооруженный конфликт параллельно с внутренним вооруженным конфликтом (пример — параграф 266 отчета за 2019 год).

Но если Украина согласится вести переговоры не с доказанной участницей вооруженного конфликта (Россией), а только с участниками конфликта немеждународного (де-юре гражданами Украины, которые предали Родину и сейчас воюют против нее с оружием в руках), это будет означать де- факто о нашем отказе от претензий к России.

Ибо в этом случае мы сами поставим под сомнение наличие международного конфликта, агрессии и оккупации со стороны РФ.

Проблема вторая: уничтожение украинской позиции в международных судах и отказ от компенсации

Такое решение не только противоречит законодательству Украины (в частности, Закона Украины «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях»), но и существенно меняет позицию Украины на международной арене.

Сейчас в Международном суде ООН (МС ООН) и Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) рассматриваются дела против России, в которых мы утверждаем, что именно Россия несет ответственность за то, что происходит в ОРДЛО. В МС ООН (см. меморандум Украины, в частности параграф 653) мы, среди прочего, просим признать тот факт, что Россия в нарушение международного права не предприняла мер для предупреждения финансирования терроризма на Украине, в частности на востоке.

В ЕСПЧ имеются два дела по Донбассу, в которых Украина судится против России о нарушениях прав человека на территории востока Украины, оккупированной Россией.

Подписание документа, который предоставит России возможность и документальные основания утверждать о своей якобы непричастности к конфликту на Донбассе, уничтожит шестилетнюю юридическую работу Украины по привлечению России к ответственности, а также сделает невозможным будущие иски.

В конце концов, этот шаг может убить надежду тех украинцев, которые хотят получить справедливость в международных судах. Тех жертв российской агрессии, кто пытается взыскать с РФ компенсации за ее действия на Донбассе.

Проблема третья — угроза поражение Украины на международных платформах и отмена санкций против России

От начала российской агрессии Украина имела четкую и последовательную позицию- так называемые «ЛНР» и «ДНР» являются террористическими организациями, марионетками, созданными и полностью подконтрольными российским спецслужбам.

Ни в коем случае они не являются легитимными представителями населения востока Украины.

Эта позиция подтверждается огромным массивом доказательств.

Несмотря на кампанию пропаганды и дезинформации, развернутую Россией, Украине удалось отстоять правду, и это имеет конкретные последствия. Так, Парламентская ассамблея Совета Европы в Резолюции 2198 прямо указала на «продолжающуюся войну России против Украины, которая проходит в отдельных регионах Донецкой и Луганской областей» и назвала эти территории «оккупированными». Подобное признание и/или осуждение российской агрессии звучало также от других международных, межпарламентских и неправительственных организаций (ЕС, НАТО, ПА ОБСЕ, Amnesty International и других).

И речь идет не только о политической поддержке.

Украина смогла получить от Запада финансовую и военную помощь, а Россия — многочисленные санкции. Все это, вместе с героизмом украинских воинов, не предоставило возможности распространить российскую агрессию дальше востока Украины.

Если сейчас Украина изменит свою позицию, то такие действия позволят уничтожить многолетнюю работу по противодействию агрессору на дипломатическом фронте и станут поводом для ослабления санкций против России.

А как следствие — развяжут Кремлю руки для сокрушительного удара по Украине.

Проблема четвертая: отрицание достижений Украины в борьбе за правду об агрессии РФ

В течение последних шести лет украинская дипломатия и гражданское общество приложили огромные усилия, чтобы рассказать миру жестокую правду о российской военной и карательно- репрессивной машине. О российских войсках и технике на востоке Украины. О похищениях, пытках и убийствах украинских патриотов — гражданских и военных. Об уничтоженном россиянами рейсе MH17, о разграбленных украинских предприятиях и истерзанную украинскую культуру на оккупированных территориях.

Последние новости из Минска несут в себе риск того, что эта колоссальная работа будет умножена на ноль, добавив радости апологетам постправды и фейков, которые распространяются через каналы российской пропаганды и ее «верных друзей» во всем мире.

И это- точно не тот результат, который нужен Украине; это не то, чего хочет президент Зеленский.

Что следует делать?

К счастью, решение Трехсторонней контактной группы о создании Консультативного совета еще не подписано, а лишь «предварительно согласовано» Украиной.

Это означает, что официальный Киев имеет шанс обойти российскую ловушку, а наши чиновники — избежать огромной ошибки.

По моему (и не только моему!) убеждению, это решение не принесет мир на востоке. Это решение не консолидирует позиции Украины в мировом пространстве. Это решение не укрепит рейтинг президента. Это решение не объединит украинское общество. К сожалению.

Хочется верить, что подобные документы являются единичными ошибками, которые еще можно исправить.

А еще надеюсь, что дальнейшие стратегические шаги в вопросе становления мира в Донбассе будут обсуждаться внутри команды перед их утверждением. Потому что заранее согласованная точка зрения сможет лишь усилить позицию и президента, и государства.

 

Обсудить
Рекомендуем