South China Morning Post (Гонконг): как китайцы прибрали к рукам российский туризм, и почему во время эпидемии коронавируса гиды по ним не скучают

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пока туристический поток не иссяк из-за пандемии коронавируса, половину иностранных гостей в России составляли китайцы. Теперь они исчезли. Однако говорящие по-китайски российские гиды их отсутствие не оплакивают, так как их уже вытеснили с рынка гиды китайские — с заниженными ценами, отмечает автор.

Еще несколько месяцев назад примерно половину всех иностранных туристов в России составляли китайцы. Но в январе, когда Россия запретила гражданам Китая въезд из-за вспышки коронавируса, китайские туристические группы с улиц Москвы и Санкт-Петербурга исчезли.

По словам министерства культуры и туризма Китая, за туристическим бумом стоит безвизовый въезд для китайских туристических групп с 2015 года, — и в 2018 году число китайских туристов в России перевалило за два миллиона.

Хотя для туристической отрасли пандемия — катастрофа, есть группа, которой упущенная выгода в отсутствие китайских гостей безразлична. Российские турфирмы, которые когда-то выиграли от их притока, были затем, как объясняют местные гиды, вытеснены с рынка китайскими операторами — экономией и действиями в обход правил.

Даже до начала эпидемии китайский туристический бум не оправдывал ожиданий этих компаний.

Немногие русские гиды сетуют на внезапное исчезновение китайских туристов. Наоборот, они надеются, что к тому времени, когда китайцы вернутся, успеют принять закон, чтобы работать гидами могли лишь российские граждане. Так они снова смогут зарабатывать на китайских туристах, а китайские гости снова получат качественные экскурсии вместо незатейливых туров по минимуму.

Секрет российской популярности — в привязанности, которую к России питают многие китайцы, особенно старшее поколение. Советский Союз некогда был старшим братом Китая, и образованные китайцы, как правило, хорошо знают русскую историю и литературу.

Арина Левенталь — лицензированный китайскоязычный гид из Санкт-Петербурга. С китайскими туристами она начала работать еще в 1990-х, когда они только потянулись в Россию. Раньше Левенталь работала в «Катюше», это крупный туроператор, специализировавшийся на китайском туризме. Но несмотря на бум, последовавший за безвизовым въездом для китайцев, в 2016 году «Катюша» разорилась — новоявленные китайские конкуренты опустили цены ниже некуда, и компания не выдержала.

Безвизовый въезд в Россию полагается туристам от официальных китайских турагентств, рассказала Левенталь, сейчас она работает с российскими и европейскими туристами.

По приезде в Россию каждую такую группу встречает лицензированный отечественный туроператор, и его услуги оплачиваются. Но китайская диаспора в России быстро организовала свои фирмы и начала демпинговать.

«Недельный тур по России по системе „все включено" сейчас стоит порядка тысячи долларов, — говорит Полина Рысакова, китайскоязычный гид с 20-летним опытом работы. — Это смешные деньги».

Турфирмы диаспоры не только не берут плату за услуги, но и приплачивают турагентствам в Китае за каждую отправленную группу. Чтобы выйти в прибыль, туроператоры перекладывают расходы на так называемых «серых» гидов.

«По сути, это пирамида», — говорит Рысакова. Она объясняет, что китайские туроператоры дают рекламу, чтобы набрать гидов из представителей китайской диаспоры. Им сулят огромные комиссионные, если их группы будут покупать косметику, янтарь и золото.

Туроператор берет с гидов взнос в размере от 15 000 до 20 000 долларов за сезон. Кроме того, они платят городской сбор в размере около 20 долларов США за каждого члена группы. Если они не могут заплатить авансом, на них ложится долг. Затем серые гиды безжалостно таскают свои группы по сувенирным лавкам, а большинство которых тоже принадлежит китайской диаспоре. Дежурная комиссия гида — 30% от всех покупок группы.

«Многие к концу сезона влезают в долги турфирмам, — говорит Рысакова. — Мы видим объявления на китайском языке: чтобы расплатиться с долгами, гиды продают машины и даже квартиры». В следующем сезоне набирают новых.

Профессиональные российские гиды работать по этой схеме отказываются, а неоплачиваемая работа российским законодательством запрещена. По словам Рысаковой, только за последние несколько лет работы лишились 400 лицензированных русскоязычных гидов.

Властям очень трудно доказать, что «серый гид» действительно работает по найму, объясняет Рысакова. Они с коллегами недавно открыли Лабораторию изучения китайского туризма. Они отыскивают серых гидов и разоблачают их.

Левенталь говорит: «Есть и китайские гиды, которые закончили университеты в России, живут здесь и отлично говорят по-русски. Они — прекрасные специалисты. Но китайским компаниям они не нравятся, потому что работать на их условиях они отказываются».

«Туристическим компаниям нужны не гиды, а жулики, — говорит один бывший гид, своего имени он предпочел не называть. — Рынок, может, и расширяется, но деньги зарабатывают немногие».

По данным петербургского портала fontanka.ru, на одной из улиц города есть магазины с янтарем, куда пускают только организованные группы китайских туристов. Русских быстро выводит охрана. Цены в них астрономические, а подлинность товаров весьма сомнительна.

Серые гиды сотрудничают с владельцами питерских магазинов и зомбируют туристов непрерывными легендами о чудодейственных свойствах янтаря: «Покупаем янтарь, не проходим мимо!» — смеется Левенталь.

Теперь китайских туристов нет, и янтарные лавки закрылись.

Левенталь предрекает, что когда ограничения снимут, поток китайских туристов выйдет на докоронавирусный уровень. Но это займет около двух лет.

Завышенные цены у серых гидов в порядке вещей. «Есть дешевая российская марка косметики „Бабушка Агафья". Маска стоит 50 рублей (64 цента), но гиды перепродают их по 500, — говорит она. — Каждому туристу дают список — вы отмечаете, что вам нужно, указываете количество, и заказ в тот же вечер доставляют вам в отель».

Китайские туристы жалуются на несправедливость и хотят настоящих экскурсий. «Многие говорят, что их просто таскают по магазинам и ничего не рассказывают о городе», — говорит Левенталь.

В тысяче километров к северу от Санкт-Петербурга, в российской Арктике, располагается одна из новейших туристических достопримечательностей России — село Териберка. Здесь снимали всемирно известный фильм «Левиафан» 2014 года, и после него начался настоящий бум, — люди потянулись за дух захватывающими заполярными пейзажами Териберки и северным сиянием.

Президент местной ассоциации «Арктические гиды» Владимир Онацкий сравнил всплеск китайского туризма до вспышки вируса с торнадо, но считает, что эта сила во благо.

«Пять лет назад здесь не было ничего. Китайский туризм стал двигателем развития», — говорит Онацкий.

По его оценкам, в прошлом году здесь побывало 20 тысяч китайцев, — главным образом, за северным сиянием. В полуразрушенном рыбацком поселке завелась крафтовая пивоварня, кафе и бутик-отель.

Но и в далекой Арктике российские операторы уже проигрывают китайцам. «До прошлого года китайцы возили туристов из Мурманска российскими автобусами. Сейчас 28 автобусов обслуживает одна китайская компания из Санкт-Петербурга. Их расценки — треть от российских», — говорит Онацкий.

Расплачиваются за дешевизну опять же китайские гости.

«Моя экскурсия с гидом на внедорожнике из Мурманска стоит 12 000 рублей за четырех человек, — говорит Онацкий. — Некоторые китайцы заказывают из Мурманска обычные такси за 3 000. Гида у них нет, и они и понятия не имеют, куда их везут. Водители не знают дороги, а она в ужасном состоянии. В итоге мы постоянно вытаскиваем их машины из кювета».

Коронавирус ударил и по делу Онацкого. «Сезон северного сияния начинается в сентябре и заканчивается в марте, поэтому мы потеряли только февраль и март. Хотя мы работаем в основном с российскими и европейскими туристами, моя компания уже потеряла на китайских туристах более 10 000 долларов».

Онацкий надеется, что китайцы вернутся к новому сезону в сентябре. Он проводит для китайцев элитные фототуры: «С ними здорово работать!» — говорит он.

Но и в Териберке недавно открылся магазин янтаря для китайских туристов, добавляет он.

«Янтарное зомбирование» уже, наверное, перекинулось и на русское Заполярье, но пока что его все же сдерживает настоящий вирус.

Павел Торопов — доктор экологии, работал в Колумбии, Бразилии, ОАЭ, Южной Корее и Китае. Бывший бегун-стайер. Устраивал ультрамарафоны в Бутане, катался на лыжах в Японии и водил туристов на Северный и Южный полюса. Пересек Южную Америку на велосипеде, проехав более 12 000 километров в одиночку.

Обсудить
Рекомендуем