«Вы же понимаете, что речь не может идти о каком-то естественном вирусе. В мире существует много тысяч вирусов, но люди чувствительны только к 20-30. А американцы сами признали, что создали коронавирус в 2014 году», — говорит мне по телефону Игорь Никулин, находящийся сейчас в пригороде Москвы.
Он дает мне интервью по телефону на бегу, между делом. Игорь Никулин — микробиолог, получивший образование в Институте тонких химических технологий имени Ломоносова. Его теорию большинство ученых по всему миру опровергают как миф, не соглашаясь с тем, что инфекция, вызывающая у человека заболевание covid-19, — творение американцев, а не вирус, встречающийся у животных в природе.
Россия для конспирологических теорий — земля обетованная. Международное движение, члены которого утверждают, что ВИЧ не существует, получило в России название «ВИЧ-диссидентство». Протестующих против прививок здесь тоже все больше. А искусственное происхождение коронавируса — теория, в которую множество россиян если не верят, то во всяком случае считают ее возможной.
Именно так и вступают в игру люди вроде Никулина. Слухи и неподтвержденные теории сейчас распространяют в первую очередь не армии троллей, работающей за плату, а независимые ученые и интеллигенция. Они якобы находят связи и формируют логические рамки. Но в первую очередь они озвучивают подозрения, которые российская общественность обычно слышит из уст Кремля. Эти подозрения чаще всего касаются того, что «кто-то» — почти всегда речь идет о США и мировых капиталистах — извлекает выгоду из разных глобальных катастроф.
«Может быть, идет проверка целых держав, континентов и экономик. А может быть, откровенное терроризирование, в том числе китайской экономики и не только ее», — сказал Захар Прилепин.
Он рассуждает в типичной для таких высказываний загадочной манере. Пропагандисты такого рода никогда не уточняют, какие же именно «силы» они имеют в виду. Смысл в том, окружающие и так все поняли.
Важно отметить также, что именно по поводу коронавируса ни Путин, ни какая-нибудь другая высокопоставленная фигура конспирологических теорий не выдвигали. Хотя прежде элита Путина десятилетиями плодила такие теории — например, вокруг сбитого над Украиной самолета MH17.
Когда слышишь о подозрениях достаточно часто, настолько к ним привыкаешь, что они уже кажутся если не полностью справедливыми, то по крайней мере общепринятыми. Поэтому в России люди не реагируют на заявления, которые в нашем обществе показались бы чуть ли не безумными. Они просто пожимают плечами. Почему бы и нет? Кто знает? Когда все возможно, конспирологические теории становятся чем-то обыденным. Это заметно, например, по нашим общим с русскими друзьями чатам в Whatsapp, где они радостно делятся шутками про то, что одни и те же «силы» снизили цену на нефть и распространили коронавирус.
Микробиолог Игорь Никулин сейчас на пенсии, но утверждает, что до сих пор читает лекции в «закрытых кругах». Раньше он представлял Россию в Комиссии ООН по биологическому оружию. Кроме того, с 1998 по 2003 год он входил в рабочую группу по контролю соблюдения конвенции о биологическом оружии между Россией, Великобританией и США.
Главный аргумент Никулина — статья 2015 года в уважаемом американском издании Nature. Ее и сейчас можно найти в интернете, однако редакция Nature добавила к ней комментарий, что сотрудники издания знают об использовании статьи в качестве аргумента в пользу неподтвержденных теорий. В тексте говорится о коронавирусе, который американские ученые создали после эпидемии атипичной пневмонии.
Нет ничего удивительного, что американцы занялись изучением этого типа вирусов после эпидемий ближневосточного респираторного синдрома и атипичной пневмонии. Но тактика Никулина сводится к тому, чтобы переложить на них обязанность что-то доказывать: поскольку США создали такой вирус, они должны убедить всех, что это не их коронавирус стал причиной сегодняшней пандемии.
По словам Сергея Нетёсова, в советские времена он сам занимался созданием вирусов и точно знает, что искусственные вирусы всегда несут в себе следы работы ученых. У нынешнего коронавируса таких следов нет, и это видно любому биологу.
В той же программе в качестве «военного эксперта» выступил и Игорь Никулин. В то время как Нетёсов отметает его теорию, Никулин называет ее «вполне правдоподобной».
В российском обществе есть также национал-консервативное антиглобалистское движение, которое радуется коронавирусу. Александр Дугин — профессор социологии, национал-большевик и сторонник идеологии панславизма, который выступает за распространение по миру российского влияния. В своем блоге он пишет, что коронавирус надо рассматривать как освобождение.
«Эпидемия коронавируса — это конец глобализации. Спасти может только закрытость. Закрытость во всех смыслах — закрытость границ, закрытость экономик, закрытость обеспечения товарами и продуктами. Коронавирус закрывает страницу либерализма».